Назарет

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:26–28). 

«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2,19–23). 

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф.4,13). 

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Мк.1,9). 

«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк.2,39–40). 

Назарет (ивр. Наце́рет; араб. Ан-Насира) — город в Галилее на севере Израиля, город, где совершилось Благовещение и прошли детство и юность Господа Иисуса Христа. Название «Нацерет» происходит от еврейского существительного «нецер», означающего ветвь. «Нецер» не является общепринятым еврейским словом для обозначения ветви, но оно понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;» (Ис.11:1). Это единственный город на вершине горы в Нижней Галилее. Гора, на которой стоит город, перпендикулярна основным горным хребтам Галилеи и пролегает с запада на восток. Назарет был совсем маленьким городом, скорее даже селом, которое таковым и оставалось до 6 века. Так, «Ономастикон» Евсевия Памфила и блаженного Иеронима описывает Назарет как небольшую деревню.

Пресвятая Дева Мария, посвященная своими праведными родителями Господу и с трехлетнего возраста воспитывавшаяся при Иерусалимском Храме, дала необыкновенный для иудейской девушки обет — сохранить девство. Ей хотелось всю жизнь посвятить Богу. По достижении 14 лет, когда не дозволялось более девам жить при храме, их по обычаю выдавали замуж. Пресвятая Дева Мария, после всеобщего священнического совета и молитвы, была обручена благочестивому овдовевшему старцу Иосифу, который должен был быть хранителем Ее девства и попечителем. Иосиф, как и Мария, происходил из рода Давидова, а жил в Назарете, где зарабатывал на жизнь ремеслом плотника. В доме Иосифа Пречистая Дева Мария не изменила того образа жизни, который вела при храме: Она пребывала в молитве, чтении Священного Писания, в уединении и безмолвии, занималась рукоделием. Здесь и произошло чудесное событие Благовещения, когда Архангел Гавриил возвестил Марии о рождении от Нее Спасителя мира, обетованного Мессии. В этом незначительном местечке, Назарете, совершилось величайшее в мировой истории событие: воплощение, вочеловечение Сына Божия.

На протяжении многих сотен лет население Назарета приходило к  единственному в городе источнику — у главной дороги недалеко от домика Марии и Иосифа. Несомненно, что сюда приходила и Богоматерь, и Ее Божественный Сын. Существует древнее предание, что именно около источника Деве Марии впервые предстал святой Архангел со словами: «Радуйся, Благодатная!» Указание на это имеется в Великих Четиях Минеях митрополита Макария. На это же указывают и некоторые древние иконы Благовещения, изображающие явление Архангела Гавриила Деве Марии у источника воды. Предание говорит, что рано утром, когда у колодца еще не было людей, Пресвятая Дева шла за водой. Здесь в этот ранний час и явился ей Архангел Гавриил, произнеся первые слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 

Вот как пишет об этом святом месте игумен Даниил, совершивший хождение в Святую Землю в 1104—1107 гг.: «Затем вышли из города и пошли на юго-восток, встретили чудесный колодец, глубокий, с очень холодной водой, сошли по ступеням глубоко вниз к воде. Над этим колодцем создана круглая церковь во имя архангела Гавриила. Расстояние от города Назарета до колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение Богородице от архангела. Пришла она по воду, и, как только почерпнула своим водоносом, ангел невидимо возгласил: „Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!“ Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: „Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?“ Пришла она в Назарет, вошла в свой дом, села за прялку и стала ссучивать кокнит (кошениливую красную пряжу). Тогда явился архангел Гавриил явно, стоя на вышесказанном месте, сообщил ей о рождении Христа». 

Над источником Богородицы в средневековье был возведен греческий храм в честь Архангела Гавриила. В глубине церкви, в крипте, находится пещера с источником. К нему ведут шесть ступеней. В облицованной мрамором каменной нише на полу находится небольшое отверстие, окаймленное серебром и закрываемое серебряной крышкой с изображением Благовещения. Серебряным черпаком на цепочке достают воду. Над источником находится каменный престол с чудотворной иконой Благовещения русского происхождения. Обычно служба в церкви ведётся на греческом и арабском языках. Церковь Архангела Гавриила считается основным храмом православной арабской общины.

Над домом Иосифа Обручника и Марии, где произошло по преданию второе благовестие о рождении Спасителя, в IV в. была построена базилика. Когда Божия Матерь пришла с водой домой, она открыла книгу пророка Исаии и начала читать: «се Дева во чреве примет и родит Сына…». И тут второй раз ей явился Архангел Гавриил, произнеся полностью слова Благовещения. Здесь он стоял, ожидая ответа той, которая предназначалась стать Царицей Небесной и Матерью Божией. И ответ последовал: «се раба Господня. Буди мне по глаголу твоему» (Лк 1:38). Церковь Благовещения была возведена лишь в 1730 г. До этого времени множество храмов города находилось в руинах. Построенная церковь имеет два уровня. В первом находится грот св. Иосифа и хранятся остатки от предыдущих храмов, а также уникальная мозаика. Второй уровень, как и вся территория возле церкви, принадлежит католической общине. Главной святыней этого храма является скромное жилище Пресвятой Богородицы, расположенное под средней частью храма и состоящее из трех комнат, так называемая «пещера Благовещения», или «грот Благовещения», так как подобно многим домам Назарета дом Иосифа примыкал к скале. В монастыре собраны образы Богоматери со всего мира.

Рядом с церковью Благовещенья расположена католическая церковь святого Иосифа. Под ней в крипте находится пещера, в которой находилась мастерская Иосифа, амбары, цистерны для воды времен земной жизни Господа Иисуса Христа.

В Назарете Спаситель жил тридцать лет до Своего вступления на открытое служение. Про эти годы Его жизни известно очень мало. В центре Назарета находится небольшая церковь известная как Церковь-Синагога, поскольку над её дверью имеется встроенная надпись: «Синагога». Церковь находится в распоряжении мелькитской греко-католической общины Назарета. По преданию, эта церковь построена на руинах древней синагоги Назарета, куда все эти годы ходил и где учился и молился Иисус Христос. В 570 году один итальянский паломник, описывая Синагогу, сообщил, что там ещё сохранились первоначальные Книги Священного Писания и скамейка, на которой обычно сидел Иисус. 

Считается, что именно здесь в один из субботних дней Иисус произнес свою знаменитую проповедь, основанную на Книге Пророка Исайи 61, в которой объявил себя Мессией: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:18–22). Проповедь привела слушателей в ярость, и они потащили Иисуса к скале, чтобы сбросить с неё, но Он удалился (Мф. 13:54–58; Мк. 6:2–6; Лк. 4:16–30). 

Гора Свержения, на которую вела Господа разъяренная толпа, находится за чертой города. Гора — достаточно высокая, около 400 метров над уровнем моря — возвышается над деревней Иксал, пологой стороной обращена к Назарету, а крутой ее склон спускается в Долину Израильскую. Это единственная гора, которая оканчивается довольно крутым обрывом: остальные имеют более или менее пологие склоны. На этой вершине находятся остатки древнего монастыря.

На бесплодном холме (высота 300 м) севернее Горы Свержения в юго-восточной части Назарета стоит Часовня Бездны, или Часовня Богородицы в страхе. По преданию, на этом месте стояла Богородица и наблюдала, как разъяренные жители Назарета влекли Ее Сына на хорошо видную отсюда Гору Свержения, чтобы свергнуть в пропасть. В настоящее время часовня и участок принадлежат Иерусалимской православной церкви.

Недалеко от еркви Синагоги находится францисканская церковь «Стол Христов». В церкви находится осколок каменного стола длиной 3.6 м и шириной 3 м, за которым Христос делил трапезу со своими учениками.

Крипта с входом в пещеру Иосифа. 

Назарет

Церковь Благовещения

Церковь Архангела Гавриила 

 
Церковь святого Иосифа

Источник Пресвятой Богородицы


Престол Церкви Синагоги

Вход в Церковь Синагоги.


 

Францисканская церковь «Стол Христов» Камень на котором вкушали трапезу Господь с учениками.

Назарет. Гора Свержения. 

Часовня Богоматери в страхе