Гора Блаженств

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:1–12).

Горой Блаженств называют место, где Господь говорил к народу Нагорную проповедь, которую Он начал Заповедями Блаженства (Мф. 5–7; Лк. 6:20–49). В Средние Века и до недавнего времени Горой Блаженств считалась гора Хиттина в 6 км на запад от Тивериады. Сегодня христианские паломники посещают как Гору Блаженств холм на побережье озера Кинерет между Капернаумом и Табхой. Этот холм был известен как место Нагорной проповеди в первые века христианства, но потом на долгое время это было забыто.

На основании Евангелий можно сказать, что проповедь была произнесена в окрестностях Капернаума. Там нет гор, но есть несколько больших холмов. Греческое слово, «гора», употребленное в Евангелии от Матфея (Мф.5:1), может быть переведено как «гористая область» или «холмы». Из описаний паломницы Егерии (кон. IV в.) мы узнаём, что у подножия горы Блаженств на побережье Галилейского моря была долина с семью источниками и церковь.

Гора Хиттина находится в нескольких часах ходьбы от Капернаума и в 6 км от Галилейского моря, возле неё нет византийской базилики и семи источников воды.

Прибрежная долина с семью источниками находится в 2-х км на юг от Капернаума в месте Табха (это арабское слово произошло от греческого названия места «Гептапигион» — «7 источников»). В 1930-х годах при раскопках в Табхе были найдены руины византийской базилики V века, перестроенной из базилики IV века. По сохранившимся напольным мозаикам она была названа базиликой «Умножения хлебов и рыб». Всё это позволяет отождествить холм между Табхой и Капернаумом с Горой Блаженств.

Поэтому в 1936–1938 годах францисканцы построили на склоне холма ближе к вершине церковь Блаженств. Она находится в километре от базилики «Умножения хлебов» в Табхе. Первые восемь Заповедей Блаженств записаны на латинском языке на витражах в верхней части церкви. Со всех сторон здание окружено крытой галереей. Возле входа лежит раскрытая книга, в которой на латыни написаны восемь заповедей.


Католическая (францисканская) Церковь Блаженств, 1938. Построена на Горе Блаженств в километре от найденной в Табхе византийской базилики «Умножения хлебов» (IV в.).


Вид на Гору Блаженств. На переднем плане дорога из Табхи в Капернаум.


Вид на церковь Блаженств из Капернаума.
Когда Господь сошёл с горы после Нагорной проповеди, Он встретил прокажённого, которого исцелил, и вошёл в Капернаум (Мф.8:1–5). От церкви Блаженств до Капернаума напрямую 1.5 км.


Современная мозаика у церкви Блаженств.


В «Книге о Святых местах» Петра Диакона сохранилось свидетельство Эгерии, в 383 году посетившей эти места и оставившей их подробное описание: «В Капернауме же из дома первоверховника апостолов сделана церковь; тут стены стоят и поныне, как были. Тут Господь исцелил расслабленного, тут и синагога, в которой Господь исцелил бесноватого; на нее поднимаются по большому числу ступеней; эта синагога построена из четырехугольных камней. Недалеко оттуда видны каменные ступени, на которых стоял Господь. Тут же, на берегу моря, есть поле, поросшее густою травою и многими пальмовыми деревьями, дающее много сена; возле пальм находятся семь источников, каждый дающий большое количество воды; на этом поле Господь насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами. Камень, на который положил Господь хлеб, теперь переделан в жертвенник; от этого камня не напрасно берут частицы приходящие, ради здравия, и они помогают всем. Мимо стен этой церкви проходит общественная дорога, на которой апостол Матфей держал мыто. Далее, на близлежащей горе есть пещера, войдя в которую Спаситель изрек блаженства…»