Эммаус

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни. И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк. 24:13–34).

Эммаус — древний город в Аялонской долине, располагавшийся на пути из Иоппии (Яффа) в Иерусалим. В Эммаусе был большой рынок, где продавали скот. Древние отцы Церкви римско-византийского периода признавали Никополь как Эммаус, упоминаемый в Евангелии от Луки (св. Евсевий Кесарийский, св. Иероним, Изикий Иерусалимский, Феофан Исповедник, Созомен, Феодосий («О местоположении Святой Земли») и др.). В Эммаус прибывали многочисленные паломники на пути из Яффо (Иоппии) в Иерусалим. В течение всего Византийского периода Никополь был единственным местом в Святой Земле, почитавшимся в качестве новозаветного Эммауса, в продолжение традиции, существовавшей уже в Римскую эпоху.


Фрагмент карты Птолемея (II в. от Р.Х.), где Эммаус указан под именем «Emmaunta».


Фрагмент римской карты, называемой «Табула Пейтингера», датируемой II в. от Р.Х., на которой Эммаус указан как Amauante.


О том, что Никополь с самых древних времен почитался христианами как новозаветный Эммаус, свидетельствуют качественные древние рукописи Евангелия от Луки, в которых указывается расстояние около ста шестидесяти стадий (30 км) между Эммаусом и Иерусалимом: это унциальные (написанные большими буквами) рукописи א (Синайский кодекс), Θ, Ν, Κ, Π, 079 и курсивные рукописи 157, 265, 1079, 1604, 1219, 1223, а также древние переводы на латинский (некоторые рукописи Vetus Latina, качественные рукописи Вульгаты), арамейский (палестинский Евангелиарий) и армянский языки. В большинстве же рукописей Евангелия от Луки, дошедших до нас, указано расстояние около шестидесяти стадий (12 км) между Эммаусом и Иерусалимом, поэтому в современных печатных Библиях принят именно этот вариант. Хотя из самого Евангелия от Луки и не ясно, проделали ли они весь обратный путь в тот же день, но из сравнения с Евангелием от Иоанна гл. 20, стихи 19–23, следует, что ученики вернулись в Иерусалим в тот же день, до первого явления Христа апостолам, произошедшего вечером Пасхи. Сократив расстояние до 60-ти стадий (12-ти километров), переписчики Евангелия от Луки таким образом, видимо, желали привести в соответствие данные Евангелий Луки и Иоанна. Свидетельством этому является тот факт, что в двух из унциальных и в трех из курсивных рукописей, перечисленных выше, указывающих дистанцию в 160 стадий, слово «сто» было подтерто с целью его удалить. Усилиямии переписчиков большинство дошедших до нас рукописей Вульгаты приобрели вариант 60-ти стадий. Вариант 60-ти стадий противоречит древней еврейской традиции, упоминающей в районе Иерусалима только одно селение под названием Эммаус (при долине Аялон, приблизительно в 30-тикм от Иерусалима). Этот вариант прочтения противоречит также свидетельствам Отцов Церкви св. Евсевия Кесарийского, св. Иеронима и других авторов Византийской эпохи, идентифицирующих Новозаветный Эммаус с Эммаусом-Никополем, а также древней традиции христианского паломничества в Эммаус-Никополь.

Благодаря своему стратегическому положению Эммаус играл на определенных этапах своей истории важную административную, военную и экономическую роль. Первое упоминание Эммауса встречается в 1-ой книге Маккавейской, главы 3–4, в рассказе о войне Иуды Маккавея против греков (II в. до Р.Х.). В эпоху Хасмонеев Эммаус стал стратегическим поселением в районе долины Аяалон и приобрёл статус регионального административного центра (центра топархии). Иосиф Флавий также упоминает об Эммаусе много раз. В период римского правления население Эммауса подвергалось гонениям за непокорность: в 43 г. до Р.Х. за неуплату налогов часть жителей была продана в рабство (Иосиф Флавий, Иудейская война, 1:222), а в 4 г. до Р.Х. за участие в антиримских волнениях город был сожжен (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 17:291). В 4 г. до Р.Х. еврейские повстанцы уничтожили в Эммаусе отряд римских легионеров, и, призванный на помощь прокуратором Иудеи Сабином, римский легат в Сирии Вар подавил начавшуюся в Иудее смуту, предав при этом город Эммаус огню. Опустошенный римлянами, Эммаус превратился в небольшое селение, о котором и говорится в Евангелии от Луки. Здесь стоял дом Клеопы, в котором Иисус Христос преломил хлеб перед двумя Своими учениками. После поражения восстания Бар-Кохбы в первой половине II в. от Р.Х. в Эммаусе поселились римляне и самаритяне.

Позднее, при христианском ученом и писателе Юлии Африкане, Эммаус был переименован в Никополь. Согласно историкам Византийской эпохи Юлий Африкан возглавил делегацию местных жителей к римскому императору Элагабалу, получившую для Эммауса статус города (полиса) и название «Никополь», которое он носил в конце римской и в византийскую эпохи. «Название „Никополь“ было дано этому месту римлянами после взятия Иерусалима и победы над евреями» (Созомен, Церковная история, книга V, гл. 21, PG LXVII, 180). «...Эммаус, откуда был Клеопа, упоминаемый в Евангелии от Луки. Сегодня это Никополь, знаменитый город в Палестине» (св. Евсевий Кесарийский, Ономастикон, 90:15–17, датируется 290–325 гг. от  Р.Х.). 

В византийскую эпоху Эммаус-Никополь превратился в крупный город с епископским престолом. В эпоху крестовых походов возобновилось христианское присутствие в Эммаусе, византийский храм был восстановлен, но вместе с тем память о явлении Христа в Эммаусе начала совершаться и в других местах Святой земли: Ха-Моца (в 6-ти км. от Иерусалима), Кубейбе, Абу-Гош (в 12-ти км. от Иерусалима). Арабская деревня Амуас была заново идентифицирована как библейский Эммаус и римско-византийский Никополь в новое время трудами ученых Эдварда Робинсона (Edward Robinson, 1856), Герена (M.-V. Guérin, 1868), Клермона-Ганно (Clermont-Ganneau, 1874), Гиймо (J.-B. Guillemot, 1880; 1888; 1899).


Руины базилики в Эммаусе-Никополе, построенной на месте дома Клеопы. 
J.-B. Guillemot, Emmaus-Nicopolis, 1886

Монета Валерия Грата, римского прокуратора Иудеи 15–26 гг. от Р.Х., найденная в Эммаусе.

Римские милевые столбы по дороге в Эммаус (близ перекрёстка Шаар-ха-Гай).

 
Могильные камни солдат пятого Македонского легиона. Это может служить подтверждением тому, что Иосиф Флавий имел в виду именно Эммаус при долине Айалон (Иудейская война. Кн.4,гл.8:1).

Сегодня руины Эммауса (Никополиса) расположены в 26 км от Иерусалима, на Латрунском перекрестке. Среди них находится одна из древнейших христианских построек в Святой Земле — византийская базилика середины IV века; сохранились мозаики виллы, служившей местом собрания первых христиан, и крестильня, высеченная в скале.

Мозаика из византийского храма в Эммаусе-Никополе.

 
Баптистерий (купель для крещения) в византийском храме Эммауса-Никополя.

 
Еврейское захоронение в Эммаусе (1-ый в. от Р.Х.). 




Латрун (Эммаус-Никополис). Монастырь 1890 и руины эпохи крестоносцев. Башня.