Эммаус
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни. И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк. 24:13–34).
Эммаус — древний город в Аялонской долине, располагавшийся на пути из Иоппии (Яффа) в Иерусалим. В Эммаусе был большой рынок, где продавали скот. Древние отцы Церкви
Фрагмент карты Птолемея (II в. от Р.Х.), где Эммаус указан под именем «Emmaunta».
Фрагмент римской карты, называемой «Табула Пейтингера», датируемой II в. от Р.Х., на которой Эммаус указан как Amauante.
О том, что Никополь с самых древних времен почитался христианами как новозаветный Эммаус, свидетельствуют качественные древние рукописи Евангелия от Луки, в которых указывается расстояние около ста шестидесяти стадий (30 км) между Эммаусом и Иерусалимом: это унциальные (написанные большими буквами) рукописи א (Синайский кодекс), Θ, Ν, Κ, Π, 079 и курсивные рукописи 157, 265, 1079, 1604, 1219, 1223, а также древние переводы на латинский (некоторые рукописи Vetus Latina, качественные рукописи Вульгаты), арамейский (палестинский Евангелиарий) и армянский языки. В большинстве же рукописей Евангелия от Луки, дошедших до нас, указано расстояние около шестидесяти стадий (12 км) между Эммаусом и Иерусалимом, поэтому в современных печатных Библиях принят именно этот вариант. Хотя из самого Евангелия от Луки и не ясно, проделали ли они весь обратный путь в тот же день, но из сравнения с Евангелием от Иоанна гл. 20, стихи 19–23, следует, что ученики вернулись в Иерусалим в тот же день, до первого явления Христа апостолам, произошедшего вечером Пасхи. Сократив расстояние до
Благодаря своему стратегическому положению Эммаус играл на определенных этапах своей истории важную административную, военную и экономическую роль. Первое упоминание Эммауса встречается в
Позднее, при христианском ученом и писателе Юлии Африкане, Эммаус был переименован в Никополь. Согласно историкам Византийской эпохи Юлий Африкан возглавил делегацию местных жителей к римскому императору Элагабалу, получившую для Эммауса статус города (полиса) и название «Никополь», которое он носил в конце римской и в византийскую эпохи. «Название „Никополь“ было дано этому месту римлянами после взятия Иерусалима и победы над евреями» (Созомен, Церковная история, книга V, гл. 21, PG LXVII, 180). «...Эммаус, откуда был Клеопа, упоминаемый в Евангелии от Луки. Сегодня это Никополь, знаменитый город в Палестине» (св. Евсевий Кесарийский, Ономастикон, 90:15–17, датируется 290–325 гг. от Р.Х.).
В византийскую эпоху
Руины базилики в Эммаусе-Никополе, построенной на месте дома Клеопы.
J.-B. Guillemot, Emmaus-Nicopolis, 1886
Монета Валерия Грата, римского прокуратора Иудеи 15–26 гг. от Р.Х., найденная в Эммаусе.
Римские милевые столбы по дороге в Эммаус (близ перекрёстка
Могильные камни солдат пятого Македонского легиона. Это может служить подтверждением тому, что Иосиф Флавий имел в виду именно Эммаус при долине Айалон (Иудейская война. Кн.4,гл.8:1).
Сегодня руины Эммауса (Никополиса) расположены в 26 км от Иерусалима, на Латрунском перекрестке. Среди них находится одна из древнейших христианских построек в Святой Земле — византийская базилика середины IV века; сохранились мозаики виллы, служившей местом собрания первых христиан, и крестильня, высеченная в скале.
Мозаика из византийского храма в
Баптистерий (купель для крещения) в византийском храме
Еврейское захоронение в Эммаусе (1-ый в. от Р.Х.).