Священники и левиты

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:30–35).

В древности у иудеев одним из главных культовых действий были жертвоприношения, которые и поручались священникам. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех колен (родов) народа Израиля, но впоследствии после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Левия, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. По велению Бога, левиты в Скинии должны были исполнять вспомогательные функции. В то время, как само священнослужение — жертвоприношения, воскурение фимиама, благословение народа и прочее — заповедано исполнять Аарону и его сыновьям.

«И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему <…> можно ему [прикасаться], не оскверняя себя; <…> Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу <…> Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас» (Лев. 21:1–8).

Священнослужители разделялись на две группы. К первой степени относились священники, или коэны (в Септуагинте они названы по-гречески иереями). Они происходили исключительно из потомков Аарона по прямой мужской линии. Они имели собственную иерархию (первосвященник, заместитель (сган), ключники, казначеи и т.д.). Они совершали храмовые жертвоприношения. Священники, приносящие жертвы, не могли иметь физических изъянов. В ином случае они участвовали только в подготовке к жертвоприношению.

Члены колена Левия, левиты, которые не являлись потомками Аарона, выполняли обязанности служителей в Храме: они охраняли порядок при богослужении, руководили народом при жертвоприношениях, были музыкантами и пели псалмы, составляли почётную храмовую стражу, были летописцами. У них было исключительное право изучать и обучать Торе. В эпоху Второго Храма левиты также убивали и подготавливали животных для жертвоприношений.

Левиты были единственным коленом, не наделённым землей, и жили на храмовые приношения. Затем левитам были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать своё священство десятинами и пожертвованиями.