Свирельщики и плакальщицы

«И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении» (Мф. 9:23).

«Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко» (Мк. 5:38).

Обычай нанимать свирельщиков, или флейтистов, и плакальщиц для шумного выражения скорби по умершему был довольно распространён в Древнем Мире и допустим у евреев. Плакальщицы упоминаются в Ветхом Завете в X в. до Р.Х. в книге Екклезиаста и в VI в. до Р.Х. пророком Иеремией. 

«Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета!» (Еккл. 12:5-8).

В Евангельское время обычай нанимать профессиональных плакальщиц и музыкантов мог быть необязательным. В I в. от Р.Х. Иосиф Флавий, называя самые важные элементы церемонии погребения, пишет про оплакивание только, что «при погребальном шествии закон обязывает всякого присоединиться к нему и вместе с остальными оплакать покойника» ("Против Апиона", 2:205).

Впоследствии приглашение флейтистов и плакальщиц было зафиксировано в Талмуде (Мишна, кон.II-нач.III вв. от Р.Х.) и на некоторое время обряд шумного траура обязательным стал. "Муж обязан похоронить свою умершую жену и устроить причитания по ней и траур по обычаям всех стран. И потому даже самый бедный из израильтян не допустит, чтобы это было меньше двух флейт и одной плакальщицы; но если он богат, пусть все будет сделано в меру его возможностей и положения".

«Многие погребальные обычаи, упоминаемые в талмудических источниках, постепенно вышли из употребления... Обычай приглашения музыкантов, факельщиков и профессиональных плакальщиц давно исчез» (Электронная еврейская энциклопедия).