Саддукеи
«И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно;и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:1–6).
«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:…» (Мф. 22:23).
Саддукеи — название одной из трёх древнееврейских
Саддукеи, в противоположность фарисеям, признавали один только писанный закон Моисея, не считая для себя обязательными книги пророков и отвергая все народные обычаи, накопившиеся в течение многих столетий. В частности, саддукеи отвергали обряд возлияния воды на алтарь в праздник Кущей; обряд этот не имеет основания в Моисеевом законе, но он был очень популярен в народе и совершался с большой торжественностью, что привело в свое время к кровопролитной шестилетней войне между фарисеями и саддукеями.
Однажды Яннай исполнял в праздник Кущей обязанность первосвященника в храме (
В уголовных процессах саддукеи отличались гораздо большей строгостью, чем фарисеи, и применяли смертную казнь в самых широких размерах, памятуя слова Моисея: «да не сжалится над ним око твоё» (Синодальный текст: «да не пощадит его глаз твой» Втор. 13:8, Втор. 19:13, Втор. 19:21) и «да искоренится зло из среды твоей» (Синодальный текст: «и [так] истреби зло из среды себя» Втор. 13:5, Втор. 17:7, Втор. 19:19, Втор. 21:21, Втор. 22:24, Втор. 24:7). Древний закон «око за око, зуб за зуб» саддукеи толковали в буквальном смысле, в противоположность фарисеям, понимавшим его в смысле денежной пени.
Всё время существования Второго храма все первосвященники его — которые, вопреки еврейской традиции, были вместе с тем и председателями Иерусалимского синедриона — принадлежали исключительно к саддукейской секте. К саддукеям относился и первосвященник Каиафа.
Саддукеи признавали абсолютно свободной волю человека, отрицали существование ангелов, бессмертие души и воскресение мертвых, о котором ясно говорится у пророка Даниила (Дан. 12:2). Надо полагать, что саддукеям, как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давида за власть и влияние, не были по душе книги пророков, проникнутые мессианской идеей, с её надеждами на спасение народа именно отпрыском из дома Давида.
Саддукеи утверждали, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния — ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека; каждый по собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. Также они считали, как указывает Иосиф Флавий в «Иудейских Древностях», что человек сам является ответственным за своё благополучие, равно как и за своё несчастье.