Саддукеи

«И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно;и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:1–6).

«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:…» (Мф. 22:23).

Саддукеи — название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ (саддукеи, фарисеи, ессеи), возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до Р.Х.) и просуществовавших вплоть до разрушения иудейского государства римлянами (70 г. от Р.Х.). Саддукеи были названы так по имени библейского Садока (Цадока), родоначальника древней династии первосвященников. После возвращения иудеев из вавилонского пленения, за все время зависимости Иудеи от персов и македонян, Садокиды сосредоточивали в своих руках не только духовную власть над народом, но и светскую. Как Аарониды саддукеи пользовались большими доходами, которые в виде религиозных налогов взимались, согласно Моисееву закону, со всех произведений земли; таким образом саддукеи составляли не только родовую, но и денежную аристократию в Иудее. Своего влияния и могущества cаддукеи не лишились и тогда, когда главенство над народом перешло в руки священнического рода Хасмонеев (Маккавеев). Вскоре после окончательного уничтожения Маккавеевой династии Иродом (37 г. до Р.Х.) к старой саддукейской партии примкнул священнический род боэтусеев, родоначальник которых, Боэтус, выдал дочь свою за Ирода и был возведён последним в сан первосвященника.

Саддукеи, в противоположность фарисеям, признавали один только писанный закон Моисея, не считая для себя обязательными книги пророков и отвергая все народные обычаи, накопившиеся в течение многих столетий. В частности, саддукеи отвергали обряд возлияния воды на алтарь в праздник Кущей; обряд этот не имеет основания в Моисеевом законе, но он был очень популярен в народе и совершался с большой торжественностью, что привело в свое время к кровопролитной шестилетней войне между фарисеями и саддукеями.

Однажды Яннай исполнял в праздник Кущей обязанность первосвященника в храме (95 г. до Р.Х.). Поданную ему для возлияния воду в серебряной чаше он, как саддукей, вместо того чтобы возлить на алтарь, вылил на землю. Присутствовавший в храме народ был возмущен явным презрением царя-первосвященника к старинному обычаю и стал бросать в него этрогами (плоды цитрона), которые евреи в этот праздник держат обыкновенно в руках во время молитвы. По приказу царя царская стража бросилась на безоружный народ; тысячи погибли от её мечей, обагрив своей кровью святое место. Вскоре после этого вспыхнула шестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями, которая стоила последним 50 тысяч человеческих жертв, а оставшиеся в живых фарисеи должны были искать убежища в соседних странах, преимущественно в Египте.

В уголовных процессах саддукеи отличались гораздо большей строгостью, чем фарисеи, и применяли смертную казнь в самых широких размерах, памятуя слова Моисея: «да не сжалится над ним око твоё» (Синодальный текст: «да не пощадит его глаз твой» Втор. 13:8, Втор. 19:13, Втор. 19:21) и «да искоренится зло из среды твоей» (Синодальный текст: «и [так] истреби зло из среды себя» Втор. 13:5, Втор. 17:7, Втор. 19:19, Втор. 21:21, Втор. 22:24, Втор. 24:7). Древний закон «око за око, зуб за зуб» саддукеи толковали в буквальном смысле, в противоположность фарисеям, понимавшим его в смысле денежной пени.

Всё время существования Второго храма все первосвященники его — которые, вопреки еврейской традиции, были вместе с тем и председателями Иерусалимского синедриона — принадлежали исключительно к саддукейской секте. К саддукеям относился и первосвященник Каиафа.

Саддукеи признавали абсолютно свободной волю человека, отрицали существование ангелов, бессмертие души и воскресение мертвых, о котором ясно говорится у пророка Даниила (Дан. 12:2). Надо полагать, что саддукеям, как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давида за власть и влияние, не были по душе книги пророков, проникнутые мессианской идеей, с её надеждами на спасение народа именно отпрыском из дома Давида.

Саддукеи утверждали, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния — ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека; каждый по собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. Также они считали, как указывает Иосиф Флавий в «Иудейских Древностях», что человек сам является ответственным за своё благополучие, равно как и за своё несчастье.