Мытари

«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:1–2).

Мытари в славянских текстах — сборщики пошлины, от слова «мыт» или «мыто» — пошлина за проезд в заставу, через мост или за провоз товара, припасов; акциз, сбор; вообще пошлина за товар.

Сбором налогов руководили чиновники, назначавшиеся из римлян. В связи с большим объемом и сложностью процедур учета и контроля за расчетом и взиманием налогов, эти чиновники нанимали себе помощников из местного населения. Часто право сбора налогов передавалось этим людям «на откуп», т.е. за определенную плату. Деньги, собранные сверх суммы, которую нужно было уплатить в римскую казну, мытарь оставлял себе как оплату за работу. Это порождало стремление увеличить, оставляемую у себя часть сборов. В обществе мытарей воспринимали как притеснителей на службе у оккупантов и презирали. За вымогательства и предательство своего народа они считались страшными грешниками, и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского.

«Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Среди мытарей было расслоение, и богатые мытари могли нанимать бедных людей для сбора податей в малодоходных местах. Сборщики налогов самого низкого ранга в те времена имели особое прозвище «маленький мокеш». Такой сборщик налогов вынужден был стоять у дальних ворот или на другом малоприбыльном месте и выслушивать брань и насмешки, издевательства и проклятия всех проходящих мимо людей. Постепенно сформировалась целая социальная группа людей, профессионально занимавшихся сбором налогов.

Общественное положение и специфика деятельности этих людей, характерное для них мздоимство, вымогательство и всевозможные обсчеты делали их объектом всеобщей ненависти и презрения, поэтому в Евангелиях они упоминаются вместе с грешниками, блудницами и язычниками. Иудеи не позволяли мытарям даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Люди, добровольно вступавшие в контакты с мытарями, удостаивались презрения сограждан. При этом профессиональная деятельность предъявляла высокие требования к образовательному уровню мытарей. От них требовались знания не только математики, но и юридических норм и правил, способность ориентироваться в иерархии социальных отношений.

До призвания Господом мытарем был апостол и евангелист Матфей. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф.9:9). Фарисеи обвиняли Господа в общении с мытарями. Мытари в Евангелии противопоставляются фарисеям в способности к истинному покаянию. «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф.21:31–32).

По материалам газеты "Благовест".