Мытари
«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:1–2).
Мытари в славянских текстах — сборщики пошлины, от слова «мыт» или «мыто» — пошлина за проезд в заставу, через мост или за провоз товара, припасов; акциз, сбор; вообще пошлина за товар.
Сбором налогов руководили чиновники, назначавшиеся из римлян. В связи с большим объемом и сложностью процедур учета и контроля за расчетом и взиманием налогов, эти чиновники нанимали себе помощников из местного населения. Часто право сбора налогов передавалось этим людям «на откуп»,
«Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
Среди мытарей было расслоение, и богатые мытари могли нанимать бедных людей для сбора податей в малодоходных местах. Сборщики налогов самого низкого ранга в те времена имели особое прозвище «маленький мокеш». Такой сборщик налогов вынужден был стоять у дальних ворот или на другом малоприбыльном месте и выслушивать брань и насмешки, издевательства и проклятия всех проходящих мимо людей. Постепенно сформировалась целая социальная группа людей, профессионально занимавшихся сбором налогов.
Общественное положение и специфика деятельности этих людей, характерное для них мздоимство, вымогательство и всевозможные обсчеты делали их объектом всеобщей ненависти и презрения, поэтому в Евангелиях они упоминаются вместе с грешниками, блудницами и язычниками. Иудеи не позволяли мытарям даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Люди, добровольно вступавшие в контакты с мытарями, удостаивались презрения сограждан. При этом профессиональная деятельность предъявляла высокие требования к образовательному уровню мытарей. От них требовались знания не только математики, но и юридических норм и правил, способность ориентироваться в иерархии социальных отношений.
До призвания Господом мытарем был апостол и евангелист Матфей. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф.9:9). Фарисеи обвиняли Господа в общении с мытарями. Мытари в Евангелии противопоставляются фарисеям в способности к истинному покаянию. «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф.21:31–32).
По материалам газеты "Благовест".