Обувь и сума
«И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7).
«ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10).
Сума у древних евреев представляла собой прямоугольный мешок из кожи или холста на длинном ремне. Прямоугольник сшивали с трех сторон, четвертая сторона закрывалась куском материи. Суму носили через плечо поверх одежды. Пастушья сумка шилась из холста и имела форму треугольника. Один из углов треугольника срезался, представляя собой входное отверстие. При помощи продетого внутри пастушьей сумки шнурка ее горловина стягивалась и не прикрывалась сверху пришитым куском из материи, как сума путешественника.
Обувь у евреев обычно представляла собой сандалии из кожи или дерева, которые привязывались к ногам ремнями. В открытых сандалиях один из них охватывал пятку и связывался с тем концом, который пропускался между большим и прочими пальцами. В библейский период евреи носили обувь под названием наалаим. Наалаим шились из кожи и завязывались вокруг ноги кожаными ремнями. Во время траурных церемоний или дней обувь снимали. Кроме того, обувь обязательно снимали и при входе в Иерусалимский храм.