Сбор пошлин

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк. 19:1–6).

Налоговая система, существовавшая во время евангельских событий, а также в период им предшествовавший, сформировалась в результате реформ римского императора Августа (63 г. до Р.Х. —14 г. после Р.Х.). Она в значительной степени определяла социальные отношения в империи и ее провинциях, порождала появление такой социальной группы, как сборщики налогов с характерным для них образом жизни, взглядами и моделями поведения. Налоговая система существенно влияла на социальное самочувствие человека, особенно в римских провинциях, к числу которых относилась древняя Иудея. Начисление и сбор налогов порождал устойчивые социальные отношения, а также различного рода конфликтные ситуации, в которых проявлялись те или иные духовные устремления человека, зорко подмеченные Господом во время его земного служения, обобщенные им в притчах и оставленные в назидание последующим поколениям.

В ходе налоговой реформы, проведенной императором Августом, в Римской империи отказались от централизованного сбора дани с провинций. Такая практика в прежние времена консолидировала население провинций в неприятии фискальной политики метрополии и была причиной вооруженных восстаний. Вместо этого население провинций обязали платить те же налоги, что и во всей империи. Это были прямые личные и имущественные налоги (поземельный и единая подушная подать), а также косвенные налоги, в основном в виде сборов и пошлин, связанных с торговлей, а также налог на наследство. Подушным налогом облагалось только население провинций.

Этим двум формам подушного и имущественного налогового обложения служили процедуры переписи населения и оценки имущества, которые производились каждые пять лет специальными чиновниками. Так, проведенная императором Августом в год рождения Иисуса Христа перепись, о которой говорится в Евангелии, была проверкой источников уплаты провинциальных подушных доходов.

Налог с наследства был введен императором Августом в 6 году от Р.Х. Это был первый налог, взимаемый с гражданско-правовой процедуры наследования имущества, воспринятый затем многими налоговыми системами и существующий по сей день. Налогом облагалось любое наследство, достававшееся как родственникам, так и не родственникам в размере 1/20 (5%) от стоимости имущества. Косвенными налогами облагались торговые операции (1% оборота, при торговле рабами — 4%), а также операции перемещения (ввоза и вывоза) продукции между провинциями и соседними странами. Для сбора пошлин римляне устраивали особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. В Евангелии от Матфея упоминается таможня ("мытница") возле Капернаума.

Налоги выполняли не только функцию пополнения государственной казны, но и функцию, стимулирующую экономическое развитие. Так как население обязано было вносить налоги не в натуральной форме, а деньгами, оно вынуждено было не ограничиваться формами простого товарообмена, но активно использовать денежные отношения, в результате чего углублялось разделение труда, развивались рынки, ускорялся процесс урбанизации.

Сбором налогов на местах руководили чиновники, назначавшиеся из римлян. Для сбора налогов они нанимали местное население. Постепенно сформировалась социальная группа людей, профессионально занимавшихся сбором налогов. В русском и ряде славянских языков за ними закрепилось название «мытарь», от слова «мыт», означавшего торговую пошлину.