Перепись населения

    «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк. 2:1–5).

Евангелист Лука уточняет, что это была именно первая перепись населения в правление Квириния, чтобы указать на некоторый отрезок времени в конце царствования Ирода I Великого. Это уточнение нужно, потому что после смерти Ирода, около 6 г. от Р.Х., когда Квириний правил Сирией как легат, в Иудее проводилась ещё одна перепись, о которой евангелист Лука упоминает в книге Деяний (5:37). О второй переписи пишет также Иосиф Флавий в Иудейских Древностях (Книга 18, Глава 1:1).

Ниже приводятся некоторые документы, упоминающие эту первую перепись населения, проходившую в год Рождества Господа (по кн.: Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Новый Завет):

«На обнаруженных в 1527 г. близ Лиона двух бронзовых таблицах сохранилась латинская надпись, представляющая собой отрывок из речи императора Клавдия перед сенатом, произнесенной в 48 г. от Р.Х. Об этой речи сообщает в своих «Анналах» Тацит (XI, 24). Та перепись, о которой идет речь в надписи, вполне сопоставима с сообщением Луки «о повелении кесаря Августа сделать перепись по всей земле». «Они (галлы) доставили моему отцу Друзу, пользуясь спокойствием в то время, как он занят был покорением Германии, полный и нерушимый покой в его тылу; и то, чем он был занят перед тем, как отправиться на войну, была перепись, дело тогда новое и такое, к которому непривычны были галлы. Мы сами знаем еще и теперь по долгому опыту, насколько оно для нас тяжело, хотя от нас требуется не больше, как открыто собрать сведения о том, чем мы владеем.»

Камень, найденный в 1764 г. недалеко от Рима, в Тиволи, древнем Тибуре, представляет частично сохранившуюся латинскую надпись (CIL 3613*). Как явствует из текста, лицо, которому посвящена эта надпись, при императоре Цезаре Августе дважды занимало должность проконсула Сирии. Само имя не сохранилось, но возможно, это Публий Сульпиций Квириний, хотя против такого отождествления есть свои возражения. В реконструкции Т. Моммзена предполагаемый тест заключен в квадратные скобки.

«[П. Сульпиций Квириний, сын Публия, консул… В качестве проконсула управлял провинцией Крита и Киренаики… Легат пропретор Божественного Августа провинции Сирии и Финикии, он вел войну против народа гомонадов,] который [убил Аминту, своего] царя. По случаю покорения этого народа [власти и могуществу Божественного] Августа и народа римского, сенат [определил бессмертным богам] два моления за успехи, [достигнутые им, а ему постановил] самому почести триумфа. [Он получил как] проконсул провинции Азии [и как легат пропретор] Божественного Августа, во второй раз, провинцию Сирию и Финикию.»

Еще в 1647 г. в Венеции был найден камень с гробницы римского военачальника Эмилия Секунда, служившего, судя по надписи, при легате Сирии Квиринии. Найденный в 1647 г. камень был утерян, в 1880 г. была вновь обнаружена нижняя часть этого камня (ILS 2683).

«К[винт] Эмилий, с[ын] К[винта, из] Пал[атинской трибы], Секунд, во время воинской службы при Божественном Авг[усте] был удостоен почестей П[ублием] Сульпицием Квиринием, ле[гатом Августа] Цезаря в Сирии. Префект I-й Августовой когорты, префект II-й морской когорты. По повелению Квириния он произвел перепись в Апамее, городе с населением 117 000 граждан. Также по повелению Квириния он выступил против итуреян в Ливанских горах и захватил их крепость с оружием и предводителями войска, за что оба консула назначили его префектом казначейства. В колонии он был квестором, дважды эдилом, дважды дуумвиром и понтификом».

Существуют и другие документы о первой переписи населения в Римской империи, проходившей в год Рождения Господа.

На иллюстрации: Иосиф и Мария перед писцами царя Ирода — мозаика в экзонартексе церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, XIV в.


Corpus Inscriptionum Latinarum (общепринятое сокращение CIL), «Свод латинских надписей» — собрание латинских надписей эпохи античности. CIL является одним из наиболее полных и часто цитируемых изданий такого рода, важным источником по античной эпиграфике, общественной и частной жизни Древнего Рима.