Обряд очищения
«Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк. 7:3–4).
Обряд очищения был установлен в законе Моисеевом для очищения от ритуальной нечистоты. Самым употребительным способом очищения являлось погружение в воду в миквах — специально созданных для этого купальнях. В еврейской традиции существуют три типа очищения человека, три твилы, которые применяются в зависимости от характера нечистоты: полное омовение, омовение рук и ног или омовение только рук. Также в разных случаях предписывалось очищение предметов и домов водой или огнём. В воду погружали или водой окропляли. Осквернённые глиняные сосуды часто предписывалось разбить.
Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно было совершаться либо в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен был быть физически чистым, и вода должна была соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одной такой твилы, но ее могли совершать троекратно. Полное омовение требовалось в случаях ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии. Особую важность твила имела для священников, так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть ритуально чисты. Во время службы первосвященник совершал омовение рук пять раз. Вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист, поэтому рядом с Храмом находились миквы для омовений. Среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту всё время.
Для совершения омовения в воду добавляли пепел рыжей коровы - корова должна была быть без изъяна, без единого черного волоска, священники сжигали её установленным Моисеем образом. Всего, начиная с Моисея и до разрушения Второго Храма, было сожжено 9 рыжих коров, пепла которых на протяжении веков хватало для очищения всего народа. В связи с разрушением Храма в Иерусалиме многие законы о поддержании ритуальной чистоты с одной стороны утратили практическое значение, с другой — стали не выполнимы
В случае же большего преступления закона и осквернения такое очищение сопровождалось также различными жертвоприношениями. Омовение тела и одежды требовалось в случаях, упоминаемых в Лев. 11:25,40; 15:16
К особым обрядам относилась твила предметов. Новая кухонная и столовая утварь, особенно купленная не у иудея, должна была быть омыта в микве.
После Вавилонского плена чрезмерная внешняя ритуальная праведность по закону зашла слишком далеко в своей ревности к очищениям: стали тщательно наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей, а также придавать слишком большое значение омовению рук перед едой (Лук. 7:3.). Особенно ревностно это соблюдали фарисеи.