Обрезание
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).
Обрезание было установлено Богом как видимый знак завета (договора) между человеком и Богом. Обрезание над младенцем совершали в восьмой день после рождения. В день обрезания младенцу давали имя.
Обрезание в Ветхом Завете
Митрополит Вениамин (Федченков). День Обрезания Господня:
Вот как впервые говорится об этом в Слове Божием, в Библии: Господь явился Аврааму и обещает ему, бездетному, произвести от него "многие народы". И потому переменяет ему и имя из "Аврама" в "Авраама". И заключает с ним завет; и со всем потомством его, в завет вечен "да буду тебe Бог" (Быт. 17:7), то есть буду твоим Богом, Близким. "Дам тeбе... землю и потомкам... и буду им Бог" (Быт. 17:8). А ты завет Мой соблюди: "...ходи предо Мною и будь непорочен" (Быт. 17:1).
И вот знамение этого завета: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у
И
И этот завет так строго исполнялся, что
Когда он после явления ему Бога на Хориве возвращался из Мадиамской земли в Египет для спасения народа, и шел вместе с женою Сепфорою и сыном (а последний был необрезан; видно, мать жалела его и не хотела исполнять этого еврейского обычая, а отец, Моисей, не настоял по снисходительной нежности к жене), тогда Господь, терпевший это в чужой стране, не потерпел, когда Моисей шел к своим и притом с такою высокою Божьею целью. И явился Бог ночью на ночлег и хотел поразить Моисея смертью. В чем это выразилось — в Библии не говорится… Тогда жена взяла острый камень и обрезала сына своего… И Господь пощадил Моисея (Исх.4:24–26). Так строго исполнялся Божий завет!
Спрашивается: какой смысл именно в этом символе? Обрезание говорит о смерти…
Крайняя плоть — путь жизни человеческой. В то же время — средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: «обрежитеся Богy вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины, … да не изыдет, яко огнь, ярость Моя, и возгориться, и не будет угашаяй, ради лукавства начинаний ваших» (Иер. 4:4. То же св. Моисей говорит: Втор. 10:16).
Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради, Или: принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога.
...Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога… А язычники и внешнего не творили…
Обрезание Господне
Святитель Димитрий Ростовский. Слово в день праздника Обрезания Господня:
Господь наш Иисус Христос по истечении восьми дней от рождения соизволил принять обрезание. С одной стороны, Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, — сказал Он, — не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: «Бог послал Сына Своего, Который подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал. 4:4–5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно...
Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и во грехе родила его мать его (Пс. 50:7), отчего и язва оставалась на отроческом теле... И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола, «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «Чего Я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68:5), – то есть за тот грех, коему Я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, Им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела.
Обрезание — прообраз христианского крещения.
Обрезание, хотя и проводилось по слову Божию, все же было односторонним актом, действием человеческим, в котором не соучаствовал Бог. В отличие от обрезания христианское крещение - это таинство, совершаемое Богом.
Митрополит Вениамин (Федченков). День Обрезания Господня:
Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не
Об этом [о связи ветхозаветного обрезания с христианским крещением] апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там — обрезание плоти, здесь — обрезание сердца; там — рукодельное; здесь — нерукотворенное; но и там, и здесь — связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает (как бы в гробе опускается) для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской.