Брак в древней Иудее
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий» (Мф. 25:1–13).
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет женихаи говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:1–10).
Брак для древних иудеев был одним из священнейших обрядов. По ветхозаветному законодательству для вступления в брак было необходимо соблюдение определенных условий. Препятствием к браку было состояние женщины в ином браке, физическая неспособность к брачному сожительству, достаточно близкие родственные отношения желающих вступить в брак: прямое родство — между предками и потомками (Втор. 22:30; 27:20), а также боковое родство во
По закону левирата невестка в случае бездетной кончины мужа сочеталась с деверем, при этом первородный сын от такого брака признавался по закону сыном покойного мужа (Втор. 25:5–6). Если деверь отказывался исполнить эту обязанность, то вдова получала право вступить в новый брак с посторонним человеком, при этом совершался обряд «разувания», заключавшийся в том, что вдова в присутствии старейшин города снимала с деверя сапог и плевала ему в лицо, после чего такой деверь, не пожелавший восстановить семя брату своему, считался опозоренным и дом его назывался «домом разутого» (Втор. 25:7–10). В древности существовал обычай, согласно которому женатый мужчина брал себе наложницу. Было принято, что женщина, которая не родила сыновей, отдавала свою рабыню мужу в наложницы, и сыновья, рожденные наложницей, считались сыновьями жены.
В Древней Иудее было принято, чтобы родители выбирали своим детям жениха и невесту, обращая внимание на происхождение семьи. Родители спрашивали согласие сына или дочери на брак. Заключению брака предшествовал брачный договор при свидетелях. Договор обручения мог быть заключен и при рождении ребенка, но не ранее чем за год до намеченного бракосочетания. При сговоре давался выкуп за невесту. С момента обручения невеста готовилась к свадьбе, собирала приданое. Зачастую жених и невеста никогда не видели друг друга, либо виделись один раз при заключении договора. Бракосочетание являлось семейным обрядом, в котором участие священника не требовалось. При обручении заключался и подписывался брачный договор, в котором перечислялось приданое невесты и обязательства жениха перед невестой. Невеста получала подарки и в заключение обручения пили вино из единой чаши — сначала жених, а потом и невеста. Чашу завета по некоторым традициям, которые возникли еще во времена Вавилонского плена, затем разбивали. После этого невеста оставалась в доме отца, а жених возвращался к себе и готовил дом и брачную комнату. Когда отец жениха говорил, что все готово и устраивал брачный пир, жених шел в дом к невесте. Это могло произойти в любой момент, поэтому невеста всегда должна была быть готова принять своего жениха.
Началом свадебного торжества являлся момент, когда жених, собственноручно наряженный своей матерью, с головой, увенчанной венцом, выходил навстречу невесте. Его сопровождали близкие друзья и товарищи. А под вечер первого дня свадьбы подруги невесты выводили её, укрытую легким покрывалом, навстречу жениху. Затем к процессии присоединялись родственники, знакомые, соседи и обязательно музыканты. В честь празднества ярко зажигались светильники и факелы. Невеста была одета в лучшие светлые одежды. Жених только на мгновение мог его открыть, чтобы убедиться что ведет обрученную ему невесту, в память того, что Иаков был обманут в брачную ночь. Оттуда он возвращался к себе домой, ведя невесту, сопровождаемую подругами и родственниками. Во время шествия пели стихи из «Песни Песней» царя Соломона. После этого жених и невеста на очень короткое время уединялись в брачной комнате для символического подтверждения совершения брака. Затем после принятия благословений повторялась церемония с единой чашей вина, снималось покрывало, и на невесту надевали лучшие украшения. Голову прикрывали, так как замужней женщине запрещено было появляться на людях с непокрытой головой. В знак того, что он отныне принимал её в свое полное владение, муж простирал над ее головой край своей одежды, символизируя тем самым, что принимает на себя ответственность, защиту и заботу. Начинался брачный пир. В праздновании брака обычно участвовало множество приглашенных, звучала музыка, гости развлекали молодых. Свадебное веселье продолжалось семь дней.