Житие святого апостола Петра

Из Священного Писания и Священного Предания известно, что апостол Петр, которого ранее звали Симон, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея, называемого Первозванным, который и привел его ко Христу (Мф. 4:19). Апостол Петр был женат и имел дом в Капернауме. Предание говорит, что Симон женился на дочери Аристовула, брата апостола Варнавы, и имел от нее сына и дочь.


Раскопки церкви и дома апостола Петра в Капернауме.

Симон был призван Иисусом Христом во время рыбной ловли на Геннисаретском озере (Мф. 4:19). Отличительными его чертами были особая пламенная преданность и решительность, сильный характер. Петр был удостоен особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Он первым из апостолов со свойственной ему решительностью и верой исповедал Господа Иисуса Христом, Мессией, и был назван Им Петром – «камнем», на котором Господь обещал создать Свою Церковь, которую не одолеют врата ада (Мф. 16:18-19).

Свое троекратное отречение от Христа в ночь ареста (Мф. 26:34,35) апостол Петр омыл слезами покаяния, которые проливал всю жизнь. После Своего Воскресения Господь вновь восстановил Петра в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, вопросив «Любишь ли Меня паче сих?» (Ин. 21:15–17). Предание говорит, что апостол Петр каждое утро при звуке петушиного крика вспоминал свое малодушное отречение от Господа и начинал плакать.


Именно апостол Петр после Вознесения напомнил о том, что после отпадения Иуды на его место для восполнения числа двенадцати избранных учеников, должен быть избран другой апостол (Деян. 1:15-22).

После сошествия Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы с первой пламенной проповедью апостол Петр обратился к народу, находившемуся в огромном количестве по случаю праздника в Иерусалиме. Проповедь Петра в одночасье обратила ко Христу до 3000 человек (Деян. 2:1–41). Второй своей проповедью, которую апостол Петр произносил у Красных ворот Иерусалимского храма, он обратил до 5000 человек, совершив при этом чудо исцеления хромого (Деян. 3:1–4). После этого апостолов Петра и Иоанна потребовали для ответа в синедрион. Апостолы и перед всем собранием начальников и старейшин Израилевых неустрашимо исповедали имя Христово. Невзирая на запрет проповедания имени Христа, они продолжали свое апостольское служение (Деян. 4:8-23).

Проходя с апостольской проповедью по израильской земле, Петр совершал множество чудес, «и самая тень его имела целебную, чудотворную силу, поэтому, когда он шел куда, спешили выносить больных, чтобы хотя бы тень проходящего апостола осенила недужных и исцелила их» (Деян. 5:15–16). В городе Лидде он возвратил здоровье одному человеку, именем Энею, восемь лет лежавшему в расслаблении. В городе Иоппии Петр воскресил из мертвых девицу Тавифу (Деян. 9:33–41).
Проповедь апостола Петра была обращена к иудеям, однако именно он первым обратил свое слово к язычникам, о чем говорится в 10 главе Деяний в эпизоде с крещением римского центуриона Корнилия. Во время пребывания Петра в Иоппии ему было видение ниспущенного с неба полотна с четвероногими животными и гадами, которые считались у иудеев нечистыми. Когда Петр отказывался от такой пищи, ему было сказано: «Что Бог очистил, того не считай нечистым…». Это троекратное видение дало понять апостолу, что слово Божие обращено не только к иудейскому народу, но предназначено и для язычников. Когда видение прекратилось, к Петру пришли посланные от Корнилия-сотника из Кесарии (Деян.10:1–11:18).

После убийства архидиакона Стефана апостол Петр был арестован и закован в кандалы, но чудесным образом был выведен Ангелом из темницы (Деян. 12:3–17).

После этого Петру нельзя было оставаться в Иерусалиме, и он удалился из Палестины, обращаясь с проповедью к иудеям Малой Азии. Из Иерусалима апостол Петр пошел в Кесарию Стратопийскую и поставил здесь епископа. Отсюда он отправился в Финикию и рукоположил епископов для городов Синода, Берита и Триполиса. После этого Петр посетил остров Родос, Валонею, Понт и приморский город Лаодикию. Там он исцелил многих больных и из многих бесноватых изгнал злых духов. Поставив епископа для верующих Лаодикии, Петр перешел в Сирийский город Антиохию. В Антиохии апостол успешно проповедовал Христа, исцелял недужных и творил чудеса. Здесь же он рукоположил епископов для Сиракуз и Тавромении – городов на острове Сицилия. Из Антиохии Петр направил свой путь через всю Малую Азию до ее северного края, омываемого Черным морем. Так через Каппадокию и Галатию он достиг Пафлагонии, области на берегу Черного моря. Посетив Синоп, приморский город Пафлагонии, апостол пошел к юго-востоку в область Понтийскую и посетил город Амос. Отсюда он отправился на запад к нынешнему Мраморному морю и в области Вифании, омываемой этим морем, посетил города Никомидию и Никею.

Из Вифании апостол Петр вернулся в Иерусалим на праздник Пасхи. По пути он посетил в Галатии город Пессинулту, заходил в область Каппадокию в Сирии и останавливался в Антиохии. В Иерусалиме состоялась его встреча с апостолом Павлом, уже по прошествии трех лет от обращения того ко Христу. Это была первая встреча первоверховных апостолов. После праздника Пасхи Петр опять вернулся в Антиохию. Поставив там епископа, он направился снова к Мраморному морю. По пути туда он посетил город Синноду во Флигийской области. Потом опять был в Никомидии на берегу Мраморного моря. В Никомидии апостол Петр рукоположил епископа и направился отсюда на юго-запад к архипелагу. По дороге он заходил в город Клиоп, куда поставил епископом Корнилия сотника. Наконец Петр снова возвратился в Иерусалим. Так апостол Петр прошел всю Малую Азию, Палестину и Сирию с апостольской проповедью Слова Божия, рукополагая по городам епископов.
По прибытии апостола Петра в Иерусалим ему явился в видении Господь и сказал: «Встань, Петр, и иди на запад, – нужно и западу просветиться твоею проповедью. Я буду с тобою». Апостол Петр рассказал верующим о явлении Господа, простился с ними, и опять отправился в Антиохию посетить местные церкви. В Антиохии Петр опять встретился с апостолом Павлом. Павел обличил апостола Петра за то, что тот стал делать неправильные уступки христианам из иудеев и ради них избегал общения с христианами из язычников (Гал. 2:11 и дал.).

Обходя церкви Сирии, Петр в это время, вероятно, посетил верующих в Вавилоне. Отсюда он пишет свое Первое Соборное послание рассеянным по разным странам верующим, преимущественно из иудеев. Это Послание стало как бы последним обращением апостола к верующим Малой Азии. Передав Послание верующим бывшему в Вавилоне Силуану (1Пет. 5:12), сам Петр, исполняя повеление Божие, направил свой путь на запад. По дороге он посетил христиан в городах Тарсе, Ликии, Ефесе и Смирне и рукоположил для этих городов епископов. Потом переплыл из Малой Азии в Европу и прибыл в Македонию, где поставил епископов в города Филиппы, Солунь, Коринф и Патры. Отсюда Петр отправился на Сицилию. Пробыв немного времени в городе Тавромении у здешнего епископа Панкратия, апостол Петр переправился в Италию и прибыл в Рим. Здесь он каждый день проповедовал и в народных собраниях, и на городских площадях, и в домах – и многих обращал ко Христу и крестил.

Император Клавдий, узнав о делах Симона-волхва, послал воинов в Азию взять его и представить в Рим для наказания. До этого долго Симон скрывался от воинов императора сначала в Антиохии, а затем, после того как в Антиохию пришел Петр, сбежал в Иудею, и наконец был схвачен и представлен в Рим. Однако волшебством Симон избежал наказания и стал почитаем в Риме. Император велел поставить около реки Тибр изображение Симона с надписью: «Симону, святому богу». Когда же в Рим пришел апостол Петр, обличивший когда-то волхва в лицемерном принятии крещения и желании за деньги купить дар Святого Духа, чтобы всех привлекать к себе чудесами, Симон стал строить козни против апостола.

Петр же, узнав, что в Риме действует Симон-волхв, называет себя Христом и обманывает народ разными ложными чудесами, со свойственной ему ревностью воспротивился этому. О борьбе апостола Петра с Симоном волхвом, кроме Метафраста, сообщают Пролог и Великие Минеи-Четии. Император Нерон, правивший тогда в Римской империи, узнав о позорной смерти Симона-волхва, которого почитал, с этого времени принял решение умертвить Петра.

Апостол Петр, просветив многих в Риме Святым Крещением и поставив епископа Римской Церкви, пошел в город Таррогону. Рукоположив здесь епископа для города Ликии при Адриатическом море, Петр отправился в Испанию и там поставил епископа в городе Сирмии. Из Испании апостол переправился в Африку. Здесь он рукоположил епископов в городах Карфагене, Фивах и в Александрии. После Египта апостол Петр был, по откровению, в Иерусалиме, ради Успения Пресвятой Богородицы. Из Иерусалима он снова вернулся в Египет. Пройдя опять Африку, Петр через Рим пошел в Медиолан и Фотикин и рукоположил епископов для этих городов. Отсюда он направил путь свой на север в Британию (современную Англию). Здесь апостол также проповедует Христа, устраивает Церкви в Британии, рукополагает епископов, священников и диаконов, и затем возвращается в Рим.

В Риме на помощь церковному правлению апостол Петр рукоположил нового епископа – ревностного христианина Климента. В это же время он пишет Второе Соборное послание, которое представляет собой как бы последнее предсмертное завещание апостола тем, кому он прежде проповедовал. Вместе с этим Петр продолжал проповедовать Слово Божие и вера Христова все больше и больше распространяется в Риме, в результате многие богатые вельможи и знатные женщины обратились ко Христу, среди них были две наложницы императора, которых Нерон выделял больше других. Приняв веру Христову, эти две женщины утвердились в целомудрии и не хотели удовлетворять пожеланиям Нерона. Сильно разгневался император на всю церковь верных и особенно на апостола Петра, обратившего его наложниц ко Христу и научившего их целомудренной жизни. Вспомнил император и о смерти Симона-волхва и дал приказание найти Петра, чтобы предать его смерти. Христиане, узнав об опасности, угрожающей апостолу, стали умолять его скрыться и уйти из Рима для пользы всей Церкви. По неотступным просьбам римских христиан Петр дал обещание уйти из Рима и скрыться. Ночью Петр в собрании всех верующих совершил молитву, простился со всеми и один пошел из города. Но подойдя к городским воротам он увидел, как навстречу ему идет в город Сам Господь Иисус Христос. Изумленный Петр поклонился Господу и спросил: «Куда идешь, Господи?» – «Иду в Рим снова распяться» – отвечал ему Господь и тотчас стал невидим. И апостол поняв, что Христос, страдающий в рабах Своих как в Своих действительных членах, хочет и в его теле пострадать в Риме, вернулся и на другой день был взят воинами. Вместе с ним было арестовано много верующих. Всех схваченных христиан Нерон осудил на смертную казнь через усечение мечом; пощадили и отпустили только святителя Климента как царского родственника. Апостола Петра, на которого Нерон был особенно озлоблен, осудили на казнь через распятие на кресте. Петр умолил распинателей, чтобы его распяли головой вниз: он не осмеливался полностью уподобиться в своем распятии Господу и желал преклонить свою голову под ноги Его. Желание Петра было исполнено. Святой апостол Петр в ужасных муках предал Богу душу свою. Он окончил жизнь семидесяти лет от рождения, 29 июня 67 года по Рождестве Христовом. Святитель Климент выпросил тело своего учителя и снял его со креста. В собрании всех римских христиан Климент с честью предал погребению тело апостола Петра и прочих, пострадавших с ним. Честное тело святого апостола осталось в Риме.

Кроме празднования дня преставления апостола Петра, Церковью установлено празднование поклонения его веригам. Это те вериги, в которые Петр был закован при заключении в темницу по повелению Ирода во время первого гонения на христиан. Когда по Иерусалиму распространилась весть о чудесном освобождении апостола, христиане тайно взяли узы, спавшие с Петра в темнице и благоговейно почитая их, передавали из рода в род. Переходя таким образом от одного поколения к другому, вериги святого апостола Петра сделались достоянием Иерусалимского патриарха Ювеналия. В это время супруга греческого императора Феодосия Младшего, благочестивая царица Евдокия, прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам. Она немало потрудилась, благоукрашая святые места, и создала немало новых церквей. Патриарх Ювеналий, видя благочестие царицы и любовь к Богу, одарил ее многими священными сокровищами и в числе их дал чудотворные вериги Петра. Привезя эту святыню в Константинополь, царица Евдокия одну цепь из вериг положила в храме, созданном в честь святого апостола Петра, а другую послала в Рим своей дочери Евдокии, супруге римского императора Валентина III. Евдокия с радостью приняла это сокровище и, создав храм в честь святого апостола Петра, положила там присланный матерью дар. Тогда же найдена была в Риме и еще одна цепь из вериг, которыми святой апостол был скован в Риме по повелению Нерона, и положена в том же храме.