Иудея

Обширная историческая область к югу от Самарии. В Библии впервые упомянута как Земля Иехуды (Втор. 34:2), родоначальника одного из 12 колен израилевых. Земли этого колена простиралась от Мертвого до Средиземного моря (ИбН. 15:1–12) и включала Иудейскую пустыню, Иудейские горы, Иудейскую низменность, значительную часть гор и низменности Негева.


Иудейское царство — одно из двух иудейских государств (Южное царство), возникших после распада Израильского царства Саула, Давида и Соломона в X веке до Р.Х., со столицей в Иерусалиме. Включало в себя земли колена Иуды, колена Симеона, и половину колена Вениамина.

После смерти царя Соломона в 928 году до Р.Х. царство было разделено. Десять колен (племен) образовали Северное царство, которое получило название Израиль со столицей сначала в Тирце, затем в Самарии. Его первым царем был оппозиционный режиму Соломона царь Иеровоам. Северное царство просуществовало свыше 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 г. до Р.Х. Южное царство — Иудея, первым царем которого был сын Соломона Ровоам, со столицей в Иерусалиме просуществовало свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном в 586 году до Р.Х.

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), вспыхнуло восстание (165—141 г. до Р.Х.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до Р.Х. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона, родоначальника хасмонейской династии.

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164-37) со столицей в Иерусалиме.

В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 г. до Р.Х.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр-Яннай, 105-79 до Р.Х. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра, 79-70 до Р.Х..

В 63 г до Р.Х. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до Р.Х. Антигон, младший сын Аристобула, стал при помощи парфян царём.

Династия Хасмонеев правила Иудеей на протяжении более одного века (с 164 по 63 год до Р.Х.). Священник Матитьяху Хасмоней и его 5 сыновей возглавили восстание против греческих правителей из Селевкидской Сирии.
С 63 года до Р.Х. Иудея стала вассалом Рима, в 4 году до Р.Х. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года Р.Х. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

После смерти Ирода Великого произошло распределение территории царства между его сыновьями. Галилея и Заиордания были отданы Ироду Антипе; земли к северу от них — Ироду Филиппу; а Иудея с Самарией — Архелаю, который должен был со временем унаследовать и титул царя. Однако Ирод Архелай вызывал неудовлетворение как у евреев, так и у римлян, и император Август сместил его в шестом году нашей эры, передав власть над Иудеей римскому прокуратору. Первый римский правитель Сирии (в состав которой входила Иудея) Квириний в первый же год провел перепись населения для организации налогообложения в пользу Рима. Данные меры привели к восстанию Иуды Галилеянина. Первым римским наместником собственно Иудеи был назначен Копоний. На время наместника Понтия Пилата падают события, описываемые в Евангелии. С политической точки зрения Галилея и Иудея были хотя и подвластными Риму, однако полностью отдельными государствами. В евангельские времена Галилеей правил Ирод Антипа (с 4 года до Р.Х. до 39 года после Р.Х.), а Иудеей — Понтий Пилат (с 26 по 36 год после Р.Х.).

При Ироде Агриппе, внуке Ирода Великого Иудея, по решению римского императора Клавдия Иудея была снова объединена и достигла своего прежнего размера.Ближе к середине I века в Иудее набрало силу движение сикариев,которые боролись с римским влиянием в Иудее, нападали на представителей римских властей и лояльных представителей местной знати, вредили их имуществу. Среди сикариев были люди разного разбора, включая и профессиональных убийц, работавших, в том числе, и на самих римлян,одним из радикальных группировок которых были зилоты.Иосиф Флавий сообщает, что убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект и, заодно, давало нападавшему возможность скрыться. В качестве оружия использовали короткий меч или кинжал, носимый под одеждой и давший название группировке. Возможно к этой группировке и относился разбойник Варавва,которого выпустили на Пасху вместо Господа,по требованию первосвященников и бесновавшейся толпы.



Иудея и Израиль после раскола


Иудея. Фрагмент мозаичной Мадабской карты, выложенной на полу византийского храма VI в



Вид на Масаду



Дворец Ирода в Кесарии Палестинской