Устройство Второго Иерусалимского храма
«И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» (Мк. 13:1-3).
Второй Иерусалимский храм был построен в 538 году
Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля. Смотрителями над рабочими были назначены левиты. На второй год после возвращения из Вавилона в
После завоевания Иерусалима Иродом Великим обветшавший к тому времени Храм был перестроен. По указанию Иосифа Флавия перестройка началась приблизительно в 22–19 годах
Описания храма в евангельский период сохранились в "Иудейских древностях" Иосифа Флавия, частично в Евангелиях.
Основанием Храму служила Храмовая гора (площадью 144 тыс. м², периметром — 1550 м). При его строительстве использовался главным образом белый камень, ворота и многие из украшений были отделаны серебром и золотом. Территория Храмовой горы имела вид четырёхугольника, обнесенного стенами высотой до 30 м. «Стена плача» является частью Западной стены Второго Храма. На западной стене, обращённой к городу, располагалось специальное священническое крыло, и с
Внешний двор храма был огромен. Сюда сгонялись для продажи жертвенные животные, здесь же устраивались меняльные конторы. Площадь (Рахават
Второе отделение храма, или по Иосифу Флавию «внутренний двор», было тщательно отделено от прочей территории Храмовой горы. Перед лестницами ведущими из внешнего во внутренний двор встречался барьер, который окружал внутренний двор со всех сторон, на нём были укреплены таблички с надписями на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить на священную территорию храмового двора. Два таких камня с надписью на греческом языке — один в полной сохранности, другой — частично сохранившийся — были обнаружены в Иерусалиме. Стена внутреннего двора находилась на некотором расстоянии от барьера. Вокруг стен внутреннего двора была земляная насыпь, примыкавшая к стене храмового двора. Со стороны внешнего двора она представляла 14 уступов, выложенных камнем и имевших вид лестниц. Исключение представляла только западная сторона, где насыпь не имела уступов(Иосиф Флавий, «Иудейская Война» 5, 5:6). Сама стена была устроена по образцу внешней стены первого двора, то есть представляла собой широкую крепостную стену с башнями для защиты против неприятеля. Внутренняя стена имела 9 ворот — четверо с севера, столько же с юга и одни с востока. Чтобы войти в ворота, нужно было подняться ещё на 5 ступеней.
Нижний уступ в восточной половине двора, который представлял собой правильный квадрат (135×135 локтей), назывался «Женский двор», здесь был предел, до которого могли доходить женщины. Этот двор был окружён балконом на мраморных столбах, предназначенном только для женщин. В каждой из четырёх стен «женского двора» были ворота. В середине Женского Двора было размещено здание, в котором располагался Синедрион
Верхний уступ был разделён на две части барьером:«двор Израиля», открытый для всякого еврея, и «двор священников», отделённый от него большими тёсаными камнями. Всего во двор священников вели семь или восемь ворот, между которыми (и частично над которыми) находились служебные помещения: там изготовляли фимиам (Бет Автинас), приготовляли хлебы предложения, там находилась ванна для омовения первосвященника, заседал Синедрион
Внешний вид Храма Иосиф Флавий описывает так: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». На платформе, возвышавшейся на 6 локтей над внутренним двором, стояло здание Храма из зелёного и белого мрамора. Со стороны фронтона Храма на платформу вели 12 ступеней, ½ локтя (локоть около 45 см) каждая. Сама платформа представляла собой циклопическую стену, размер каменных глыб которой достигал 45 локтей длины, 5 локтей высоты и 6 — ширины(Иосиф Флавий, «Иудейская Война» 5, 5:6). Храм имел плоскую крышу, окружённую балюстрадой в три локтя высоты. Чтобы не допускать птиц садиться на кровлю, она была вся уставлена золотыми заострёнными спицами в локоть высоты.
Притвор храма имел в длину 70 локтей, а с востока на запад — 11. Его входные ворота (40 локтей высоты и 20 ширины) были открыты, и через них была видна большая завеса (масах), открывавшаяся в часы богослужений. Она была богато расшита белым, голубым, алым и пурпурным цветами. Над этой завесой Ирод, забывший свой договор с народом, по которому он обязывался не касаться внутреннего двора Храма, водрузил огромного золотого римского орла. Несколько молодых людей, подстрекаемых законоучителями, взошли на крышу и на верёвках спустились на то место, которое занимал орёл. Орёл был сброшен и в присутствии многочисленной толпы изрублен в куски, за что юноши вместе со своими учителями были, по повелению Ирода, сожжены (Иосиф Флавий, «Иудейская Война» 1, 33:2–4;). Притолока входа состояла из пяти дубовых балок, положенных друг на друга и украшенных искусной резьбой. Первая балка над входом выдавалась всего на один локоть с каждой стороны, вторая на два,
Святилище Второго Храма был окружёно кельями. Всего в боковых пристройках было 38 помещений около 14 локтей каждое. У Иосифа Флавия общий вход в кельи называется "золотой дверью". Он находился на
В глубине Святилища находилось самое священное отделение Храма, Святая святых (20×20×40 локтей³), отделённое от Святилища двойной завесой (парохет), которая, по Иосифу Флавию, была вся траурная. Внешняя завеса была откинута направо, внутренняя — налево, а пространство, шириной в один локоть, между ними считалось неопределённым по своему характеру. Святая святых не имела никаких украшений и во Втором Храме была совершенно пуста — на месте Ковчега находился камень, высотой в три пальца (так называемый «Камень Основания»). Раз в году — в День искупления — первосвященник входил туда, чтобы возжечь фимиам и тогда ставил кадильницу на этот камень.
Жертвенник всесожжения служил, главным образом, местом, где совершались жертвоприношения и сжигались части тех жертвенных животных, которые предназначались для сожжения: жертвы всесожжения, повинные, мирные, часть искупительных жертв. Жертвенник кропили кровью жертвенных животных: кровью мирной жертвы, жертвы всесожжения и повинной жертвы кропили нижнюю часть жертвенника, а кровью очистительной жертвы — его верхнюю часть (на четыре «рога»), за исключением жертвы из птиц, когда поступали наоборот. На жертвеннике приносилась часть хлебных (мучных) приношений, на нём совершали возлияния вина и воды. В Храме Ирода жертвенник был квадратным и значительно превосходил своими размерами предыдущие жертвенники: 50×50 локтей и 15 локтей в высоту.
На жертвеннике воскурения возжигали фимиам.
В 70 году
Бет митбахим — место где закалали жертвенных животных, Хейхал — Святилище.
Устройство Второго Храма Ирода Великого
Модель Второго Храма
Макет Второго храма
Реконструкция убранства Иерусалимского храма и внутреннего двора.
Подобное море (умывальница) было установлено и во втором храме Ирода Великого.
Стена плача (часть западной стены второго храма)
Камень Основания (Краеугольный камень)
Реконструкция медного жертвенника всесожжения
Первосвященник, воскуряющий фимиам
Алтарь
Жертвенник воскурения
Внешняя стена
Реконструкция лестницы храма
Лестница сейчас
Золотой стол приношения хлебов
Золотой семисвечник.
Балкон
Женский двор
Северо-восточный уступ, где хранилась древесина
Северо-западный уступ — прокаженных
Перед Воротами Никанора находились 15 полукружных ступенек, ведущих к главному Двору Храма
По обеим сторонам этих ступенек были «Палаты Арф», где левиты хранили свои инструменты
Чаша омовения. Чаша имела 12 кранов, таким образом, 12 священников могли совершать омовения одновременно.