Светильники

Образ горящего светильника олицетворяет тепло и свет живой человеческой души; как он освещает тёмную комнату, делая сокрытое во тьме явным, так глаза человека открывают что у него на душе. Светильник считался с древнейших времен необходимой домашней утварью, свет от светильника символизировал счастье и жизнь (Пс 131.17),отсутсвие его обозначало горе и опустошение (Иов 18.5 и дал., Притч 20.20). Когда, однажды, Давид едва не был убит одним филистимлянином, то люди его поклялись, говоря: «не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля» (2Цар 21.17)

На Ближнем Востоке использовали несколько видов светильников.

Одни были сделаны путём оттискивания в двусторонней форме с последующей слепкой половин и прикреплением ручки Другие светильники были слеплены вручную.

Основными элементами, из которых состоят светильники, являются тулово и носик, в который вставлялся фитиль. Закрытые лампады были безопаснее но более сложные в производстве. Поверхность изделия могла оставаться естественного терракотового цвета либо быть покрыта ангобом или лаком .

Поверхность лампады могла быть пустой или покрытой орнаментом, геометрическим или растительным.

В светильники наливали обычно оливковое масло, а фитиль изготавливали изо льна.

Светильник характерной для Израиля формы имел утолощённый сверху корпус, украшенный глубокими «рубцами» с косыми штрихами между ними. Длинный носик приделывался отдельно.

Иродианские лампы распространенные в период правления в Иудее царя Ирода Великого и его потомков, то есть в Iв. до н.э. – Iв. н.э. имеют правильную круглую форму. В археологии Израиля этот тип иногда называют “Knife-paredlamps”. Лампады, были как правило, не украшены. Скромные орнаменты, нанесённые на носик, состоят из маленьких кружков, пунктирных и простых линий.