Седалище Моисеево
«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:1–3).
Очень возможно, что Моисеево седалище найдено в нескольких экземплярах. В современных синагогах такого места нет, но возможно, что было в I в. Начиная с середины XIX в. при раскопках нескольких древних синагог были обнаружены особые каменные сидения, которые претендуют называться «Моисеевым седалищем»: в двух синагогах III в. от Р.Х. в Галилее (в Хоразине и в Hammath Tyberias) и в двух синагогах диаспоры (на о. Делос в Греции, I в. до Р.Х., и в
Синагоги с особым креслом составляют малую часть от раскопанных синагог, где такого кресла нет. Возможно, ученые иудейской общины, "книжники и фарисеи", садились в особое кресло, чтобы учить. И возможно, что это кресло образно называлось Моисеевым, символизируя преемственность духовного учителя Моисею.
Про символическое толкование «Моисеева седалища» см. Глава 23 Евангелия от Матфея Толковой Библии А.П. Лопухина.
На иллюстрации — фрагмент иконы Преображение (ок. 1408 г.) работы Феофана Грека или художника из его мастерской (храмовая икона Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском).