Утреня, чтение 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа . Фоторепортаж

Ради нас, людей, был распят Господь наш Иисус Христос. Наши сердца и разум должны прийти к пониманию того, что это случилось не вообще ради «кого-то», не вообще за «все человечество», а конкретно за каждого из нас, и вместо нас был распят Христос. Господь пострадал за то, за что должны были страдать ты и я,— вот это надо прочувствовать. Христос даровал нам возможность осознать нашу жизнь, осудить ее искренне и никогда больше не возвращаться ко греху.
Никто из нас даже представить себе не может, что было на Голгофе, какие мучения претерпевал Христос. Евангелисты рассказывают, как в Претории мучители смеялись и издевались над Господом: с Него сняли одежду, Его хитон, который Пресвятая Богородица соткала Своими руками. В Евангелии говорится, что хитон не был сшитый, но «тканый сверху» (Ин. 19, 23). Эта особенность соответствует пророчеству — хитон, который ткался сверху, а не сшивался, имел право носить только первосвященник. Даже одежда Христа имела символическое, священное значение и говорила о том, что Он не простой человек. После того, как с Господа сняли этот хитон, на Него надели красную багряницу — знак царского достоинства. Вместо короны на Него водрузили сухой терновый венец с колючками по три сантиметра и били тростью по голове. А это значит, что от каждого удара шипы вонзались в голову, и кровь текла по лицу. И еще при этом мучители становились на колени и, издеваясь, говорили «Радуйся, Царь Иудейский!» (Мк. 15, 18). Другие же подходили и били Его сзади, со спины. Была такая игра у римских легионеров: они били человека по руке, которую держал он над ухом, и человек должен был угадать, кто его ударил. Вот так же били Господа по спине и говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (ср.: Мф. 26, 68). И Сын Божий, Который мог призвать легионы Ангелов на помощь, терпел издевательства тех, кому Он пришел даровать вечную жизнь.
Спасителя распяли на Голгофе. Это слово переводится как «лоб» или «череп». Из Предания церковного мы знаем, что это было место, где распинали разбойников, бандитов, убийц и тут же их закапывали. Поскольку гора была небольшая, то когда приходилось закапывать следующего - натыкались всегда на чьи-то черепа. Их было такое множество, что само это место так и называли «голгофа» - череп, лоб. Еще Предание свидетельствует о том, что в незапамятные времена под горой Голгофой был похоронен праотец Адам. Когда Господа распяли на Кресте, расселась земля, образовалась трещина, идущая из недр земли. Кровь Спасителя, капающая через эту расселину, окропила череп Адама и тем самым омыла его грехи, очистила и убелила его душу. Поэтому на Распятии под Крестом изображается череп Адама. В святом граде Иерусалиме, на том месте, где стоит Крест Господень на Голгофе, под престолом видна эта трещина в скале, через которую на череп Адама пролилась Божественная кровь.
Итак, Иисуса Христа повели на Голгофу, туда, где совершилось дело нашего спасения, дело искупления всего рода человеческого, конкретно каждого человека. Он нес на Себе Крест и изнемогал под его тяжестью. Казалось бы, разве так трудно пройти шестьсот метров от Претории, того места, где Христа судили, до Голгофы? Но что произошло перед этим? Читая строки Священного Писания, в которых заключается неимоверная глубина, мы узнаем, что Спасителя бичевали. А что такое бичевание? Если мы не читали толкований на Евангелие, то нашему пониманию это недоступно. Оказывается, когда Спаситель был в Претории, то есть в римской тюрьме, Ему нанесли 39 ударов плеткой с тремя наконечниками, на которых были свинцовые шары с иголками. То есть, получается, что Ему нанесли 117 ран, все Тело Его было истерзано и залито кровью. Об этом свидетельствует и Туринская Плащаница, речь о ней еще впереди.
Когда преступников казнили на кресте, было два способа их распятия: некоторых на земле прибивали или привязывали к кресту в зависимости оттого, насколько распинатели хотели продлить страдания. Если руки привязывали к кресту, то такой человек терзался до трех дней, может быть, и больше, в постоянных мучениях борясь за свою жизнь. Под палящими лучами солнца жажда мучила страдальца, кровь приливала к голове, тело висело на одних только руках. Человек, висящий на кресте, всякий раз вынужден был подтягиваться на руках, чтобы приподнять грудную клетку, сделать вдох, потом в бессилии повиснуть на кресте. И в таких мучениях, в борьбе за жизнь, человек умирал от удушья, когда больше не хватало сил сделать вдох.
В других случаях, сначала водружали крест и потом уже поднимали на него человека и прибивали гвоздями к кресту. Поскольку приближался иудейский праздник Пасхи, Спасителя и разбойников пригвоздили к крестам, чтобы быстрее закончить эту смертную казнь. Потом у разбойников, распятых с Господом, перебили голени, чтобы увеличить страдания и ускорить смерть. Когда у человека перебивали голени, он уже не имел возможности опираться на ноги, чтобы подтянуться и сделать вдох, тогда он быстрее умирал от удушья. А Спасителю, как свидетельствует Священное Писание, голени не перебили: когда воины хотели это сделать, то увидели, что Господь уже предал дух Свой Отцу Небесному (см.: Ин. 19, 31–33, 36). Так исполнилось ветхозаветное пророчество о Мессии: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание, кость его да не сокрушится» (Ин. 19, 36).
В Господе нашем Иисусе Христе неслитно и нераздельно было две природы — Божественная и человеческая. Божественная природа взаимопроникала человеческую, но не поглощала ее. Как это? Святые отцы толкуют нам: «Возьми, например, железный прут, поднеси его к огню, и когда он раскалится докрасна, то сам начнет излучать огонь, но металл остается металлом, а огонь остается огнем». И огонь не повредит металлу, и металл не сделается огнем, то есть они будут существовать вместе. То же самое было на Голгофе, на Кресте. Хотя Божественная природа и была « неизменно, неразлучно и нераздельно» соединена с человеческой природой Христа, но Его человеческая природа претерпевала ту же боль, те же страдания, какие были бы у каждого из нас. Все страдания, все муки были истинными, настоящими, как у обыкновенного смертного человека. Эти кровоточащие язвы, прободение ребра — это все было по-человечески мучительно. Но некоторые святые отцы считают, гораздо тяжелее тех страданий, которые претерпевал Христос физически на Кресте, были терзания Его души: люди не воспринимали происходящее как дело их спасения и не видели плодов этой Голгофской смерти. Ему было больно и невыразимо скорбно видеть род человеческий, ради которого Он пришел в этот грешный мир, род человеческий, издевающийся над своим Творцом.
«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: …Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34). Если даже Христос претерпел богооставленность, потерю Божественной благодати, перестал чувствовать Бога Отца — это для всех нас урок и предостережение. Взывая так, Господь показал, что самое страшное испытание у каждого человека будет впереди. Это — чувство оставленности и одиночества, которое ждет человека в момент смерти, если только его кончина не будет внезапной. Внезапная кончина считается не Божией: человек к смерти должен приготовиться заранее и встретить ее твердо, мужественно, с молитвой, с благодатью, которая даруется в святых Таинствах. Для того, кто стяжал Иисусову молитву, живет благодатными Таинствами и памятью Божией, этот момент оставленности может и не наступить, потому что независимо от его положения — больного, расслабленного или парализованного — ум продолжает быть с Богом. Тогда есть надежда, что мы сможем переступить через эту кажущуюся оставленность, как переступил Христос и увидел небо отверстое и возгласил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46).
Еще один важный момент описывает евангелист Марк: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» ( Мк. 15, 23). Поясним, что этот напиток обладал наркотическим действием и мог уменьшить боли и страдания. Но Спаситель отказался от этого и до конца претерпел тяжелейшие муки страшной казни, которую деспотический восток измыслил со зверской жестокостью. Впоследствии император Константин Великий вообще отменил эту ужасную казнь, причинявшую такие нечеловеческие страдания.
В самый последний миг на Кресте Господь произнес: «Жажду» (Ин. 19, 28). Смысл в этом двойной. Жаждал Он на самом деле, потому что терпел неимоверные страдания. Мы знаем, что, когда человек теряет кровь, то испытывает сильнейшую жажду, большую, чем от потери воды. Вода проникает в кровь и питает каждую клетку, а тут нет самой крови — она вытекает из язв на руках и ногах. Этими словами нам показывается, что Господь переносил человеческие страдания во исполнение слов Священного Писания. Так был искуплен грех, который совершил Адам в раю: он вкусил запрещенного плода, а вместо этого Господь вкушал уксус, который преподнесли Ему римские легионеры. И когда вкусил, то сказал слово, которым ознаменовал дело нашего с вами спасения: «Совершилось» (Ин. 19, 30), то есть совершилось дело искупления греха и спасения рода человеческого.
Плащаница Спасителя, которой Его обвили, была принесена Иосифом и Никодимом для погребения, согласно принятому у иудеев обычаю: хоронить тело в искусственном или естественном каменном гроте, обвив его полотняной тканью. Святитель Феофилакт Болгарский призывает нас к следующему: «Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе, Который есть Камень. Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть, как бы плащаница души. Божественное Тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело. Должно же именно обвить оное, то есть покрыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто, сокровенно, а не раскрываемо». То есть вся наша жизнь, наши слова и деяния должны стать приготовлением к тому, чтобы в нас почивал Христос. А готовиться к этому нужно молитвой, покаянием, любовью, правдой и истиной.
Размышляя о тех великих мучениях, которые терпел Господь на Голгофе, будем всегда помнить слова апостола Павла: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). Дорогая цена была дана за каждого из нас. Дай Бог, чтобы до нашего ума и сердца доходило, что сотворил для нас Господь. А для этого очень полезно вникать в слова Священного Писания, особенно в последние три главы у каждого евангелиста. Дивные святые слова, оставленные нам Евангелием о последних днях и часах Спасителя, надо хранить в благодарном сердце, чтобы появилась в нем любовь, выражающаяся не в словах, но в делах. Будем же молиться, чтобы Господь даровал нам памятование о том, что мы с вами живем и радуемся полноте жизни ценой страданий Христа. Будем просить Бога, чтобы в нас были желание, решимость и мужество хоть в чем-то подражать Ему. Взирая на Крест Спасителя, постараемся нести наш жизненный крест безропотно, без уныния, помня слова: «Господи, достойное по делам нашим приемлем, помяни нас Господи, когда приидеши во Царствие Твое!» (см.: Лк. 23, 41–42). Все трудности внутреннего подвига и своего христианского долга каждый из нас должен нести с радостью и с верой в то, что Господь никогда не оставит избранных Своих.
Нам надо заботиться, чтобы память об этих событиях жила в нас всегда. Собираясьотходить ко сну, не забудем перекреститься, взять свой нательный крестик и поцеловать его. Когда мы хотя бы в последнюю минуту уходящего дня сделаем это крошечное дело человеческой любви, пусть на память нам придет все, что Господь сделал для нас. Тогда в наших сердцах будет возрастать ответная любовь и появится желание что-то делать для Бога, для спасения своей души и для того, чтобы воля Божия всегда совершалась в нашей жизни.
Пусть Великий Пяток станет днем памяти о страданиях, смерти и погребения - той цены, которой мы с вами приобрели нашу духовную свободу, наше с вами бессмертие. И пусть всегда в наших сердцах живет благодарность за Божественную любовь, Распятую за каждого из нас и вместо каждого из нас.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)