Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) 28 сентября 2024 г.
Сегодня после небольшого перерыва архимандрит Мелхиседек (Артюхин) продолжает свои беседы.
– Начался новый учебный год. И с праздника Рождества Божией Матери начинается новый церковный год. Поэтому что-то будет по-новому. Давайте будем вместе и будем говорить о самом главном.
– Давайте поговорим о том, о чем чаще всего спрашивают зрители в последнее время. Речь о спасении в миру. Как спастись в современном мире, который стал более информативным, более секулярным, чем раньше…
– Гораздо более соблазнительным и более запутанным.
– Как спастись? Но давайте сначала разберемся с термином: что такое спасение?
– Вопрос очень глубокий и сложный. Нам немного подскажет Евангелие. В Писании говорится, что Христос пришел в мир, чтобы спасти людей от грехов их. Вот что означает спасение. Спасают того, кто погибает. Например, кто-то тонул, горел, погибал от той или иной болезни – и его спасли. Звучит слово «спасли». Не выручили или исцелили, а именно спасли. Спасение там, где погибель, где погибают.
Спасение – обоюдное. Например, как-то в новостях передавали, что на Эльбрусе человек провалился в расщелину между скал. Приехали спасатели, но сами они пролезть в эту расщелину не смогли, поэтому бросили человеку канат, он им потихоньку обвязался, и его вытащили. Получается, что это процесс обоюдный. Так и Христос скидывает нам веревку…
– Руку протягивает.
– Веревка – это заповеди, жизнь по Евангелию. В чем спасение? Спасение в том, чтобы человек с помощью Бога отстал от грехов. Этот термин расшифровывает само Евангелие. Господь говорит иудеям: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36). Иудеи отвечали: «Мы – дети Авраама и никому никогда не были рабами» (см. Ин. 8, 33). Господь говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 34–36).
Сколько я по жизни встречаю людей, которые ничего не могут с собой сделать… Рабы греха. Рабы бутылки, рабы женщин, денег, зависти…
– Рабы раздражения.
– Раздражение перетекает потом во вражду. Рабы шмоток, рабы моды, рабы чужого мнения. И так далее. Что интересно, хотят избавиться от греха (например, понимают, что с тещей или свекровью надо уживаться ради мира), но гордыня не позволяет... И вроде бы человек стремится к тому, чтобы было по-другому, но сделать с собой ничего не может.
Апостол Павел говорил: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! (Рим. 7, 19). Как же так? Почему? Кто-то сказал, что до крещения грех живет внутри человека; у крещеного человека благодать живет внутри, а грех стучится снаружи; у некрещеного человека грех внутри, а благодать стучится снаружи. Получается, эта болезнь, которая названа первородным грехом, эта удобопреклонность ко греху у нас внутри. Грех каждого из нас тащит вниз. И только с Божьей помощью, ухватившись за ризу Христову, возможно что-то изменить, если человек захочет. Если не захочет – ничего не произойдет. Мало того, это процесс всей жизни; по этому канату надо изо дня в день карабкаться вверх.
Мы говорим, что мы во Христе спасены. Когда человек просидел в яме трое суток без воды, тепла и огня, без связи и увидел спускающийся к нему канат, он уже кричит: «Я спасен». Потенциально мы спасены, как только получили канат, но ведь по канату надо еще лезть. Слава Богу, что канат существует, но должна быть обоюдность, должно быть соработничество.
В Евангелии Господь говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6, 48–50). Причастие и на дом тоже принесут тому, кто возжаждет, захочет вечной жизни, соединения со Христом, то есть спасения. Спасение в конце концов предполагает очищение души и сердца. Господь говорит, что чистые сердцем Бога узрят. Исцеление от греха означает соединение со Светом.
– Почему-то сейчас вспомнила о кончине Пушкина.
– Конец – всему делу венец. Ошибаются все. Святые отцы говорят, что падать и вставать свойственно людям; никогда не падать свойственно только ангелам; а упасть и никогда не встать свойственно одним только бесам. И мы будем осуждены не за то, что пали, а за то, что, упав, не встали.
Какой конец был у Пушкина? С покаянием. Он сказал, чтобы к нему привели священника. Когда его спросили какого, он ответил: любого.
– И попросил не мстить за его смерть, сказал, что прощает всех. Это удивительно!
– Я помню, нам учитель рассказывал, что на Дантесе была защита: кираса, плотный корсет. Пушкин, оказывается, был хороший стрелок. Потом нашли, что у Дантеса была вмятина в области сердца. Пули были по 9 граммов. Как пишут, пуля отрикошетила Дантесу в руку – и он от болевого шока упал. Слава Богу, что Господь не дал Пушкину убить человека... Конечно, сама дуэль с христианской точки зрения – вне всяких правил, когда ты за оскорбление готов убить человека. Но сейчас не об этом.
Есть восточная поговорка: «Я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал». Прийти к истине, осознать свою болезнь и постараться успеть что-то с ней сделать, постараться из болота протянуть руку ко Христу никогда не поздно, и это будет спасение. Чистые сердцем Бога увидят, поэтому надо, чтобы сердце было подготовлено, чтобы руки были способны поднять вас по этому канату. Христос пришел спасти людей от грехов их. То есть это новая жизнь по Евангелию. Евангелие является ориентиром.
Отец Кирилл (Павлов) в последний период жизни, когда у него была еще такая возможность, отвечал на письма. Он писал: «Умоляю вас, читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, чтобы исполнять Священное Писание». Это и есть ориентир, куда двигаться и от чего избавляться.
В Писании сказано: уклонись от зла, и сотвори благо. Это и есть спасение. Не делать плохого мало. Люди на исповеди говорят: «Я ничего плохого не делаю». Слава Богу, если ты отстал от многих грехов. Например, исключил из жизни измены, мат, воровство, обман…
– Зависть.
– Это от мата можно избавиться в одночасье, с завистью уже тяжелее. Ты помирился с родными. Но страсти остались: гордыня осталась, самолюбие осталось, эгоизм остался. Но все-таки ты уже начал двигаться. А потом понимаешь, что борешься со страстями, хочешь измениться, но ничего не получается. Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
Когда я в 17 лет взял в руки Евангелие, подумал: что я и что Евангелие… И я сказал себе, что постараюсь быть хорошим человеком. Я знал о храме, но только потом понял, что нужна исповедь и какая-то помогающая сила. Тогда я не знал, что это такое. Сейчас все мы знаем, что это благодать Божия. Если очень хочешь, благодать поможет. Церковь – для этого, это лечебница. Священник на общей исповеди читает молитву, где есть слова: «Пришел еси во врачебницу, не выходи неисцеленным». То есть в храме ты можешь потихоньку исцелиться от болезней души; из месяца в месяц, из года в год все эти болезни будут уходить. И шансы огромные, они реально есть. Вот это и есть спасение, когда ты из тьмы ползешь, движешься к свету.
Мы 25 сентября были на собрании игуменов и игумений, там я услышал потрясающую мысль. В конце собрания один митрополит обратился к слушателям с такими словами: «Я слушал одного старца, который сказал, что конца света не будет. Будет конец тьмы». В Священном Писании нет выражения «конец света». Господь говорит: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22). Апостол Павел пишет: Последний же враг истребится – смерть (1 Кор. 15, 26). Что такое смерть? Тьма. Будет конец тьмы.
«Во свете Твоем узрим свет». «Свете Тихий святыя Славы…» Мы говорим о Христе. Христа мы называем Солнцем Правды. Разве может быть конец Света? Разве может быть конец любви, веры? Что будет? Тьма прекратит существование. Это будет не конец света, а начало жизни будущего века. Вот с каким мироощущением, каким фундаментом, настроем мы должны жить. Чего мы ждем? Мы ждем конца тьмы.
– Какая удивительная мысль!
– Наверное, словосочетание «конец света» нам кем-то было навязано. Этого же нет в Символе веры. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Где же здесь говорится о каком-то конце? Здесь только о начале. И это начало будущей жизни должно начаться здесь. Святитель Василий Великий однажды сказал: «Давайте сейчас делать то, что за нами пойдет в вечность». Вот это и будет спасение. Не занимайся обустройством, не ставь полочки, где можно носочки сушить. Если ты в яме оказался, ползи из этой ямы, так сказать, нарубай ступеньки, чтобы из нее вылезти. Нам нужно вылезать из ямы, а мы эту яму начинаем обустраивать.
– Под Муромом есть село Лазаревское. Оттуда родом святая Иулиания Лазаревская. Удивительная женщина! У нее было много детей, она помогала нищим, бездомным, пекла во время голода хлеб из лебеды, который казался очень сладким. Так вот, она хотела уйти в монастырь, потому что считала, что спастись можно только в монастыре. А муж ее остановил и сказал: «Не спасут нас одежды черные, как и не посрамят одежды белые». Тоже удивительная мысль. То есть можно спастись в миру.
– Спастись – то есть быть со Христом. Уклоняться от зла и творить благо можно в любом месте. Есть такая мысль: и в монастыре не все спасаются, и в миру не все погибают. Быть со Христом и тянуться к свету можно в любом месте. Только сначала надо понять, где свет, куда идти и что ты настолько погибаешь в грехах, что тебе нужен Спаситель. Мы не говорим, что человек погибает от рака, инсульта, сахарного диабета. Это болезни. Погибелью называется жизнь души без Бога. Когда душа покидает тело, это называется смертью. А когда душа отходит от Бога, это уже смерть не тела, а смерть души. Писание говорит: человек, перед тобой жизнь и смерть; избери жизнь.
У греков так принято, особенно в монастырях: встречаясь друг с другом, они не спрашивают, как здоровье, как дела и так далее. Они задают один из самых главных вопросов: «Как спасаешься?» То есть что ты делаешь ради Бога, ради Евангелия, ради души, ради бессмертия? Кто-то отвечает: «Вашими молитвами». Кто-то говорит, что не может с чем-то справиться. Если кто-то скажет, что отстал от какого-то греха, можно спросить, как это получилось, и человек что-то посоветует. Например, не мог простить, не мог помириться, а потом получилось. Как простил, как помирился? Они не говорят о политике, курсе доллара, президентах. У нас же всё вокруг этого, вокруг телесной жизни; у нас вся жизнь по горизонтали, мы никак не можем начать жить по вертикали…
Кстати, недавно рассказали анекдот. Два кота собрались – и один у другого спрашивает: «Слушай, откуда кошки произошли?» Другой говорит: «Кошки произошли от львов». – «А люди, наши хозяева, от кого произошли?» – «От обезьян». – «От обезьян? Фу, какая гадость».
«Человек»: «чело» и «век» (то есть лицо, обращенное к вечности). Вот что такое человек.
– Вы как-то говорили, что мы разучились быть в тишине, боимся оставаться наедине с самими собой, считаем это ненормальным. Я недавно брала интервью у одной очень известной в свое время актрисы. Она пропала с экранов, в спектаклях не играет, в фильмах не снимается, интервью не дает. Мне она дала интервью, узнав, что я верующий человек. Я спросила, почему ее уже почти четырнадцать лет не видно. Она рассказала, что в 41 год родила дочку. Для нее это был очень желанный ребенок. И тогда она почувствовала Бога. Ей хорошо с дочкой и одной. Она говорит, что посмотрела на все свои фильмы, спектакли и подумала: «Зачем я здесь снималась?» Она задумалась, какой хочет видеть свою дочь, и поняла, что не может ей говорить о любви к ближнему, если сама не любит. И вот она пришла к Богу, тринадцать лет практически не снимается, живет с дочкой где-то в поселке. И она говорит: «Мне так хорошо в этой тишине с Богом!» Это говорит актриса, которая привыкла к шуму, успеху. Она поняла, что такое на самом деле счастье. Это быть с любимой дочерью и Богом. Дочка сейчас поддерживает ее православные убеждения, поет в детском хоре в храме. Вот какие метаморфозы могут происходить, когда человек обретает Бога.
– Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17). То есть к спасению. Слово «покаяние» означает «перемена ума». Перемена с черного на белое, с худшего на лучшее, с темного на светлое.
– То есть человек может поменяться.
– Совершенно верно.
– Кстати, недавно она поставила спектакль о Пушкине. Она была в Печорах, потом ездила в Михайловское и поняла, насколько мы не знаем Пушкина, особенно о последних днях его жизни, тайне его гибели.
– Может быть, не все телезрители знают, но Пушкин похоронен в родовом имении в Святогорском монастыре за алтарем храма. Он погиб в Санкт-Петербурге, но завещание было, чтобы его похоронили на родине. Он похоронен за алтарем храма.
Пушкин – это наше всё. А для Пушкина под конец жизни Бог был всем. Потому что не всякого человека хоронят за алтарем храма.
– Батюшка, очень интересная получилась беседа. Очень важная тема, которая по-прежнему вызывает интерес. Может быть, мы продолжим размышлять на эту тему?
– Самое главное, чтобы мы запомнили, что не будет конца света.
– Думаю, многие запомнили, что будет конец тьмы. Это замечательные слова. Спасибо Вам большое!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
https://rutube.ru/video/49bace8648db2fa3e50d93c15664458d/?r=wd