Великий сорокадневный пост в Антиохийской Православной Церкви

Мфарредж Фади

Великий пост – это время благоговения, когда человек возвращается к себе и к Богу, чтобы воскреснуть вместе с Христом как новое творение, принося перед тем искреннее покаяние. Это время самоочищения и взывания: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение постом, который длился сорок дней, и в конце Он подвергся искушениям от дьявола и победил их. Точно так же православные верующие постятся по примеру своего Учителя, вооружаясь добродетелями души: молитвой, покаянием, постом и милосердием, чтобы они могли обрести духовный опыт, очистить сердце и воспринять радость воскресения Спасителя.

Период Великого поста включает пять воскресений (недель):

1. Воскресенье после первой седмицы поста (Торжество православия). В этот день в каждом храме совершается большой крестный ход, в котором участвуют все верующие, принося из своих домов иконы, и они проносят их в шествии вместе с церковными иконами. Этот обычай подчеркивает значение победы над иконоборчеством (843 г.) и роль почитания святых образов в Православной Церкви, а также отражает приверженность традициям, унаследованным от святых отцов, и стремление сохранить и передать их будущим поколениям.

2. Воскресенье второй седмицы поста – в честь Святого Григория Паламы, учителя исихазма в православной традиции. Согласно взглядам святителя, человеческий дух богоподобен в силу своей способности «животворить плоть», а также Григорий Палама признавал и обосновывал возможность «созерцания Бога» по действию благодати, делающей человеческую плоть «богопричастной».

3. Воскресенье поклонения Святому Кресту (Крестопоклонная неделя). Крест торжественно поставляется в центр храма на поднос из свежих весенних роз. Священник или епископ водружает поднос на голову и осеняет крестом все стороны в церкви, как указание на то, что искупительная смерть Христа включает в себя все человечество везде и повсюду, а проповедь о Его смерти и воскресении распространяется по всей вселенной. Использование при украшении креста такого растения как базилик связано с тем, что, согласно преданию, это растение росло на месте, где был найден Святой Крест Господень. В этот момент каждый верующий призван ощутить, что его жизнь расцветет радостью, славой и воскресением, если смиренно нести свой крест, следуя за Христом.

4. Воскресенье святого Иоанна Лествичника. В это воскресенье православные в Сирии делают из теста маленькие лестницы и раздают их после окончания литургии как символ книги «Лествица райская», написанной святым Иоанном Лествичником, побуждая к прочтению этой книги.

5. Воскресенье святой преподобной Марии Египетской. Преподобная Мария представляет истинный образ покаяния и возвращения человека к Богу после совершения множества тяжких грехов.

В Антиохийской Православной Церкви в период Великого поста, который длится сорок дней, совершаются особые богослужения:

– Великое повечерие (с понедельника по четверг)

– Молитва похвалы Богородице читается частично вечером каждой пятницы в течение первых четырех недель и полностью совершается в субботу пятой недели, которая называется Великой похвалой – акафистом. Эта служба привлекает большое количество верующих, которые собираются в церквях, чтобы стоя (акафист – «неседальная песнь») почтить Божию Матерь и призвать ее горячее заступничество.

  Песнопение "Похвала Богородицы" на арабском языке

– В пятницу вечером на шестой неделе совершается Малое повечерие с чтением канона о воскрешении Лазаря. Это окончание периода поста, так как праздник Входа Господня в Иерусалим уже относится к периоду Страстной седмицы и грядущей Пасхи.

- На Великом повечерии в первую неделю с понедельника по четверг читается по частям Покаянный канон святого Андрея Критского. Полностью этот канон прочитывается в четверг пятой недели, называемый Четвергом покаяния.

– Литургия Прожесмена (греческое название) или Преждеосвященных Даров – это особое богослужение, совершаемое в среду и пятницу Великого поста. На престоле в храме хранятся Святые Дары, заготовленные священником в субботу или воскресенье, и ими причащаются верующие за литургией Преждеосвященных Даров. Отсюда происходит и название службы.

В Антиохийской Православной Церкви во время Великого сорокодневного поста люди воздерживаются от еды и питья с полуночи до полудня. В этот пост по уставу рыбу разрешается есть только дважды: в праздник Благовещения, соответствующий 25 марта по антиохийскому календарю, и в день Вхождения Господня в Иерусалим.

В Антиохийской Православной Церкви существуют традиции употребления блюд, связанные с Великим Постом. Первая – это вкушение муджадара (рис и чечевица) в первый понедельник Поста, который в народе называется "Понедельник монаха". Вторая – это кушанье колива-кутия (вареная пшеница с медом, освященная на Вечерней службе) в субботу 1-й седмицы Великого поста, в воспоминание чуда святого мученика Феодора Тирона.

коливо

Православные верующие стремятся связать свой пост с вознесением горячих молитв, участием в церковном богослужении, совершением праведных благотворительных поступков. Вместе с отказом от некоторых удовольствий и самоограничением совершается забота о нуждающихся, при этом все добрые дела должны осуществляться тайно, а не публично, согласно заповеди Христа: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 3–4).

Таким образом, через сочетание поста, молитвы и милосердия православные христиане Сирии стремятся каждый год получить максимальную пользу от духовных сокровищ периода Великого поста, чтобы открыть новые возможности для истинной жизни, полной благословений и добра, роста в духовной добродетели и свободы от господствующего духа «мiра сего».