Великий канон Андрея Критского

Первая неделя Великого поста начинается с удивительного произведения, которое по своему смыслу настолько глубоко, что человек, даже впервые услышавший эти слова, оказывается захвачен их духовной и поэтической красотой и обращает взор на внутреннее состояние своей души. С самых первых строк Великий канон святителя Андрея Критского настраивает человека на пересмотр всей жизни и покаяние: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало нынешнему рыданию?». Канон учит слушающих и молящихся высоким духовным истинам, призывает скорбеть о своих грехах, но не терять упования на Бога, всегда готового принять кающихся грешников. Через весь канон проходит объединяющая его структуру во всех песнях единая мысль: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен».

 

Стоит познакомиться с житием творца Великого канона, сумевшего передать в поэтическом тексте свой несомненно подлинный и глубокий духовный опыт. О жизни Андрея Критского сохранилось немного сведений. Основным и наиболее ранним из сохранившихся источников о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой. В переработке текст этого жития был включен святителем Макарием в Великие Четьи Минеи (русский свод письменных памятников церковно-учительного и исторического характера). В 1442 году греческим монахом Макарием Макрисом было написано еще одно житие, в котором содержались сведения о риторской и гимнографической деятельности прп. Андрея.

Родился преподобный Андрей около 660 г. в Дамаске, в семье благочестивых родителей Георгия и Григории. До семи лет ребенок не говорил и первые слова произнес в семилетнем возрасте после причащения Святых Христовых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15 лет будущий святитель поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. В 685 г. он вместе с двумя другими иерусалимскими монахами повез в Константинополь принятые Иерусалимской Церковью акты VI Вселенского Собора и был оставлен в столице при храме святой Софии. Здесь его рукоположили во диакона и преподобный Андрей прослужил в этом сане свыше 20 лет, исполняя должность орфанотрофа – надзирателя за сиротскими домами.
Около 712 года, при Константинопольском патриархе Кире он был хиротонисан во епископа Крита. Житие сообщает, что благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Он обрел глубокое чувство покаяния и этот опыт перенес в свое творение, которое на протяжении веков трогает сердце каждого человека, хотя бы раз услышавшего Великий канон.

Святитель отошел ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля.

Преподобный Андрей обогатил Православную Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (служба святому Андрею, 4 июля). Так, помимо Великого покаянного канона, святителем Андреем были написаны каноны на главные византийские церковные праздники: большинство из этих текстов включено в состав современных богослужебных книг: на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Преподобным Андреем созданы также ныне не используемые в богослужебной практике каноны на неделю Ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму, мученикам Маккавеям. Особенностью этих канонов является наличие второй песни (традиционно она пропущена), основанной на песни Моисея из Второзакония (гл. 32), отсутствие акростиха. Песнь канонов авторства преподобного Андрея может иметь два ирмоса, число тропарей песни обычно превышает четыре, а в конце следует Троичен – тропарь, посвященный Святой Троице и Богородичен – тропарь Пресвятой Богородице. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Космы Маюмского.
В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30. Ему принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, Десяти мучеников Критских, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, о четверодневном Лазаре, на страдания Господа, о расслабленном (Ин. 5:1–15), о Святом Духе.

Андрей Критский также известен как мелод – автор текстов и мелоса многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях.

Великий покаянный канон является самым известным произведением святителя Андрея. Он состоит из 250 тропарей и 11 ирмосов и повествует о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете.

Ветхозаветные примеры в каноне составляют большую часть – восемь песен. Святитель Андрей переживает грехопадения праотцов как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1), представляя их как прообраз тех страстей, которые мучают человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1); «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2). Приводя же примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, он укоряет через них свою душу за леность и греховность и призывает к подражанию праведникам: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5). В восьмой песни подводится итог изложению Ветхого Завета: «Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию». Новозаветная тема развивается в основном во второй половине восьмой и в девятой песни. Но при этом в каждой из песней святитель всей душой взывает ко Христу: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4).

Канон Андрей Критский начинает со слов «С чего начну оплакивать злосчастной моей жизни деяния? Какое положу начало, Христе, моему сетованию? Но Ты, милосердный, подай мне прегрешений оставление» (песнь 1), призывая каждого человека встать на путь спасения.

В толковании на четвертую песнь Великого канона Акакия Савваита говорится: «Эта лествица, говорит творец тропарей, благоговейный Андрей, изображает нам действенное восхождение». «Лествица, юже виде древле великий в патриарсех», упоминаемая в четвертой песне, представляет символический образ личного человеческого восхождения по лествице добродетелей, как бы прописывая начертанный человеку путь спасения – путь очищения своей души, покаяния, путь, утвердившись на котором, человек может свободно подниматься и дальше по ступеням духовного совершенствования: «Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением». И не смотря ни на что следует идти этим путем, полагая надежду на спасение во Христе: «Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения» и далее: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится» (песнь 9).
Великая стихира преподобного Андрея в каноне была добавлена позднее, также были добавлены тропари преподобной Марии Египетской, поскольку полное чтение Великого канона положено на день ее памяти, на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста.

К Великому канону во время чтения добавляются еще два цикла гимнографических произведений: 16 тропарей Блаженн и 24 алфавитные стихиры четвертого гласа. В современных богослужебных книгах они помещаются после 6-й песни Великого канона, соответствуют такому их размещению и встречающиеся в тропарях библейские образы, хорошо вписывающиеся в ряд образов 6-й и 7-й песней канона. Авторство стихир также приписывается преподобному Андрею; по форме они напоминают многострофный кондак.
К Великому канону также прибавляется кондак шестого гласа «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши». Автором этого кондака называют преподобного Романа Сладкопевца, полный текст его известен по единственной рукописи XI века. Основное содержание кондака –предательство Иуды и крестные страдания Спасителя. По ранним памятникам Иерусалимского устава, в том числе по старопечатным московским изданиям, кондак употреблялся только в четверг 5-й седмицы поста. В современном русском Типиконе он поется также на все повечерия 1-й седмицы.

Путь, по которому человек должен следовать к Богу, отчетливо обозначается в великом творении святителя Андрея Критского, и этот путь открыт каждому человеку. Вслушиваясь и вдумываясь в слова Великого канона, человек концентрирует сердечное внимание только на Боге, его кающаяся душа успокаивается и умиротворяется, памятование о Боге и чувства у него становятся все теплее: «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» (4 песня). Душа отогревается, и человек постепенно наполняется ощущением живого присутствия Божия в своей жизни. Появляется решимость идти по указанному пути ко Христу, и сохраняя эту решимость, постепенно можно достичь той святости, к которой, по слову апостола, призван каждый человек (1 Сол. 4:7).

Примечания:

Акростих – стихотворение, в котором обычно начальные буквы каждого стиха при чтении сверху вниз ,реже - снизу вверх, образуют слово или фразу. Акростих представляет собою характерную особенность византийской богослужебной гимнографии – в частности, канонов. При использовании акростиха сочетание начальных букв каждой строки дает определенную фразу, относящуюся к празднуемому событию и теме произведения или открывает имя автора канона.