Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) 5 октября 2024 г.

https://rutube.ru/video/6a0c67dd0da2c73a94cb595a2498a59b/?r=wd


Сегодня архимандрит Мелхиседек (Артюхин) продолжает размышлять о том, что такое спасение и можно ли спастись в миру.

– Батюшка, тема оказалась настолько интересной, что зрители просят ее продолжить. И мне, кстати, она очень понравилась. Мы вышли за богословские рамки, говорили о Пушкине; я рассказала о своей знакомой, которая так неожиданно обрела Бога. И это подтверждение, как неожиданно можно понять, что такое спасение.

Вы сказали, что в храм мы приходим как в лечебницу. Когда мы приходим к врачу, он назначает нам постепенное лечение: сначала мы пьем таблетки в малых дозах, если это не помогает – увеличиваем дозу; если таблетки не помогают, нам делают уколы, ставят капельницу. Все происходит постепенно, с нарастанием. Что же делать людям в миру? Вы уже обозначили, что проще соблюдать верность супругу, перестать материться и так далее, чем преодолеть какие-то внутренние страсти: зависть, раздражение, злобу, гордыню. С чего в принципе начинать?

– Скажу из своего личного опыта. До 17 лет я к вере не имел никакого отношения. Меня спасла любовь друга. Это протоиерей Игорь Лепешинский, настоятель храмов города Рузы, благочинный. Он мне на несколько дней дал Евангелие от Матфея, напечатанное на машинке, и Евангелие от Иоанна (не полностью). И это перевернуло мой внутренний мир.

Сам Господь дает нам алгоритм, с чего начинать. Во время искушений в пустыне Христос ответил дьяволу: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Еще Господь говорит: Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15).

Господь сказал все, что нам нужно для спасения. Значит, в Евангелии дан весь алгоритм, путь, направление, вектор. Если человек хочет быть со Христом, хочет быть христианином, хочет быть человеком с большой буквы, надо начинать с Евангелия. Евангелие – это зеркало, это путь. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что тщательное изучение Священного Писания открывает человеку Христа. Исполняй то, что знаешь.

Многие люди говорят: «Я читал Евангелие сто раз, это очень сложно». Что же там сложного? Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный (см. Лк. 6, 36). Господь говорит: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Как возлюбил нас Господь? До самопожертвования. Он говорит, что и язычники любящих их любят, а вы любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и добро творите ненавидящим вас (см. Мф. 5, 44). Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20).

Спасение – это жизнь с Богом, жизнь со Христом, исцеление от болезней. Это происходит в результате обоюдных действий: с нашим желанием и с помощью Бога, благодати Божией и таинств Церкви.

Человек читает Евангелие, видит ориентир, каким он должен быть, начинает пытаться так думать и поступать, но ничего не получается. Человек все знает, хочет так жить, но получается какой-то мизерный результат. Почему? Господь говорит: без Меня не можете делать ничего. И тогда человек начинает искать Бога. Есть много направлений: евангелисты, баптисты, протестанты и так далее. Все с Евангелием живут, все хотят жить по Евангелию. Но этого мало. Кроме учебника нужна еще и клиника. Сначала обследование – на исповеди. Сделали УЗИ, рентген, МРТ, КТ, и выяснилось, что есть опухоль блуда, опухоль зависти, опухоль гордыни, опухоль эгоизма. Что с этим делать? Надо принимать антидот от этого яда, который накопился. Человек понимает, что должна быть сила, благодать, которая поможет это преодолеть.

Когда у человека рак, ему делают операцию, потом химиотерапию и облучение. Так вот, в храме мы соприкасаемся со Светом, с положительной энергией. Богослужение, исповедь, Святое Причастие и есть та самая сила, тот самый свет, то самое облучение, которое дает нам силы преодолеть то, что мы хотим преодолеть. Но все зависит от нас. Под лежачий камень вода не течет. Не падать свойственно только ангелам; падать и вставать свойственно людям; а никогда не вставать после падения свойственно только бесам.

Когда дело доходит до операции, человек ищет конкретного врача, который будет делать операцию и сопровождать после нее. В духовной жизни это духовник. Кто такой духовник? Мы говорили об Александре Сергеевиче Пушкине, как он просил позвать священника. Любого. Любой священник имеет благодать врачевательной духовной помощи, наделен благодатью священства. Это может быть священник на приходе, к которому вы постоянно ходите на исповедь и который уже знает вас не просто как прихожанина, а как человека, то есть знает обстоятельства вашей жизни. Тогда между вами и этим священником возникает связь и доверие. Если не будет веры во врача, что он может помочь, и в то, что сказанное им надо делать, тогда ничего не работает.

Например, участковый врач в поликлинике выписал вам лечение, но вы ему не поверили, потому что все бесплатно. Потом вы пошли на консультацию к профессору, заплатили 3 000 рублей, профессор почти то же самое написал, но вы решаете этого придерживаться, это исполнять, потому что деньги жалко. Хорошо, когда есть профессор или даже участковый врач, который вас знает. Не надо заниматься самолечением. Что такое самолечение? Это когда вы что-то прочитали в Интернете, сделали умозаключение и сами себе назначили лечение. Но это абсурдно.

Так и в Церкви. Это же абсурд, когда человек сам себе назначил духовное лечение. Это неправильно. Большинство прихожан, большинство христиан имеют вдумчивое отношение к своей жизни, к христианству. У греков есть такая поговорка: кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Оптинские старцы о тех людях, которые никого не слушают и хотят лечиться самостоятельно, говорили: у них обычай бычий, а ум телячий. Что реку человеку-чудаку или что возглаголю творящему свою волю? Своя воля и учит, и мучит; сначала помучит, потом чему-нибудь научит.

Поэтому лучше советоваться. Люди же все это проходили. Ведь когда попадаешь в больницу, в палате тут же начинается общение: «А тебе что помогло? Мне вот это». Или кто-то говорит: «Перед тем как это пить, нужно сначала вот это выпить, чтобы горечь не так сильно действовала». То есть люди делятся между собой какими-то нюансами, дают советы. Потому что имеют опыт.

Так и духовник. Мы, священники, всё это уже слышали, видели, мы понимаем, как что действует. И Евангелие должно стать сначала достоянием нашей памяти, потом – достоянием сердца. Сначала должна очиститься мысль; в голове должно быть устроение, что вот это нужно делать, а вот этого делать нельзя.

Например, едет человек в метро – и у него возникает в голове образ красивой женщины. Если пошла какая-то блудная фантазия, то это уже грех. Нужно вспомнить в этот момент слова Христа: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Невозможно, чтобы комары на нас не садились, а вот будет ли комар пить кровь, это уже от нас зависит. Комара надо прихлопнуть. Так же и с мыслями: дурные мысли есть у всех, но нам дана сила и возможность с помощью заповедей и молитвы их пресекать.

– «Блажен, кто разобьет младенцев твоих о камень».

– Совершенно верно. У нас должна работать внутренняя противовоздушная оборона духовная. Человек должен сам себе сказать: «Так думать не надо». Потому что Господь не хочет, чтобы мы так думали. Духовники дают совет: женщина должна смотреть на мужчину как на отца или брата, а мужчина должен смотреть на женщину как на мать или сестру.  Женщина для мужчины только одна – жена. Мужчина для женщины только один – муж, остальные – братья или отцы.

– Хороший совет.

– Молитва внутренняя тоже помогает. Получается, человек держит заповеди в уме и сердце. Кстати, раньше научение было из уст в уста. Говорили мало, но добивались того, чтобы человек это запомнил. У греков есть девиз: «То, что не стало достоянием твоей памяти, не стало достоянием твоего ума». Что толку, если ты перечитал пять книг, но ничего из них не запомнил? Это образование, научение? Нет.

Поэтому, читая Евангелие, нужно запоминать сначала одну какую-то мысль, заповедь, через неделю еще одну. Сначала – заповеди блаженств, Нагорная проповедь. Это Евангелие от Матфея, 5-я, 6-я и 7-я главы. Это то, с чего мы должны начинать. Но надо все это запоминать. В чем проблема нашей христианской жизни? Почему мы буксуем на одном месте? Потому что не знаем, чего Господь от нас хочет. Он хочет, чтобы мы были такими, как Он говорит в Нагорной проповеди. Когда человек это запоминает, то хочет это исполнить. Но у него ничего не получается. И тогда он ищет храм, ищет врача, наставника – и все потихоньку начинает устраиваться.

Причащение – это духовное соединение с Господом, потому что мы Его Тело вкушаем. Сказано в молитве: «пройди во вся мои составы, попали терние всех моих прегрешений». Причастие – это невещественный Божественный огонь.

Нужно читать святых отцов. У нас есть святой, которому посвящена Неделя Великого поста, – Иоанн Лествичник. Чем он так знаменит? Почему Церковь посвятила этому святому Неделю Великого поста? Он создал учебник внутренних болезней и добродетелей, где сказано, от чего нам нужно уклониться и какое благо сотворить. Его творение называется «Лествица». То есть это «лестница». В книге 30 статей о том, от каких грехов нужно избавиться и какие добродетели приобрести.

Однажды Великим постом у нас произошел такой жизненный анекдот. После литургии Преждеосвященных Даров мы пошли на трапезу, и я сказал одному алтарнику: «Лестницу» принеси». Я имел в виду книжку, потому что на трапезе во всех монастырях читаются жития или любая духовная книга…

– А он лестницу принес?

– Да, он принес раздвижную лестницу. И все, конечно, грохнули со смеху на обеде. Что интересно, он принес ту лестницу, которую мы потеряли полгода назад. Мы потом были ему благодарны. То есть он это перепутал, но перепутал к лучшему. Он подумал, что, может быть, лампочку нужно заменить или еще что-то.

Кстати, начальники, когда дают какое-то задание, должны убедиться, что подчиненный понял, о чем идет речь. Потому что у начальника в голове десять вариантов решения проблемы, а подчиненный об этом не знает. И когда говоришь, что нужно сделать, расскажи, как это сделать. И нужно убедиться, что человек понял, что нужно сделать. Сколько раз я ошибался, попадал в неприятную историю, когда ожидал результата, а результат был нулевым, потому что человек не понял, что делать.

Например, однажды человек перепутал аэропорты. Я ему сказал: «Встретишь в аэропорту». Он не переспросил, в каком аэропорту встречать, и я не сказал. А у нас ближайший к подворью аэропорт – Внуково. Он и поехал во Внуково. А нужно было встречать в Шереметьево... Кто виноват? Я виноват, потому что не до конца объяснил, что надо сделать, и не переспросил, понял человек или нет.

Вернемся к мысли: «То, что не стало достоянием памяти, не стало достоянием ума». Апостол Павел говорит: вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16). Опять речь о спасении и об учении. Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно. А мы чем постоянно занимаемся? Смотрим в телефон, просматриваем новости. Нам интереснее знать, что происходит в мире. И мало кто интересуется своим спасением.

Люди духовной жизни, особенно в монастырях Греции, спрашивают друг друга не о том, как здоровье, дела, а как другой спасается...

– Если, живя в миру, я буду спрашивать у человека, как он спасается, подумают, что я совсем сошла с ума...

– Начнется разговор на духовную тему. Человек вдруг задумается, что главное – это спасение души. Мы живем в миру – и нам кажется: мы мирские люди, что с нас взять-то?..

– Все-таки в монастыре нет телевидения, кино; в этом смысле немножко проще.

– Сложно сказать. Все зависит от желания человека. Есть нехорошая поговорка: свинья везде грязь найдет. Поэтому должно быть устроение. Мы живем в миру, зло вокруг нас, зло касается нас. Мы видим негатив греха в метро, магазине, где бы то ни было. Даже и в храме бывает, что люди что-то не поделили. Зло вокруг нас, зло касается нас, но зло не должно исходить из нас. За этим надо следить. Я уже приводил пример: когда пришел к вере, не только перестал ругаться матом, но в армии еще и других останавливал.

– Вас слушали?

– Слушали одногодки, с кем мы были равны. К старшим я не лез. Я говорил: «Ты хотел бы, чтобы это сейчас услышали твои родители? Наверное, не хотел бы. Так вот, оставайся таким, каким бы тебя хотели видеть родители». И человек понимал...

Мало уклоняться от зла, нужно сотворить благо. Алгоритм духовной жизни: начни с себя. Советую телезрителям, когда будет возможность, найти в Интернете стихотворение. Оно начинается так: «Начни с себя – всего два слова, произношу я их любя…» Найдите и прочтите это стихотворение. Это будет, так сказать, духовный ориентир и хорошее завершение нашего сегодняшнего разговора. С себя надо начинать. Не надо спасать всех вокруг себя. Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». А у Исаака Сирина есть такие слова: «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля». Совесть в мире должна быть, это и есть спасение…

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова