«Стяжание Духа Святого — истинная цель нашей жизни».. Слово архимандрита Мелхиседека (Артюхина).

«Стяжание Духа Святого — истинная цель нашей жизни».

Дух Святой – это сила и благодать, которая дана Церкви, и через Церковь мы можем приобщиться к этому источнику и продолжать жизнь Церкви за ее пределами. Вот тогда кусочек рая мы понесем с собой домой, потому что рай не где-то там или здесь, но если его не будет в сердце, его нигде не будет.
И если в твоей душе с литровым объемом будет хотя бы 10 грамм добра, то 990 грамм благодать добавит, чтобы полна была твоя душа. Но 10-то грамм надо иметь! Господь все готов нам дать, только бы сосуд нашей души был недырявый, готовый с благодарностью воспринять силу Божью и хранить ее в чистом и наполненном любовью к Богу и людям сердце.
В виде огня, огня согревающего и просвещающего, Дух Святой сошел на апостолов. Это образ существования Духа Святого, образ всей христианской жизни, в которой мы должны гореть любовью к Богу и ближним. Недаром в Церкви всегда горят лампады и свечи, как символ огненных языков Святого Духа, Сошедшего в этот мир, чтобы его оживить, согреть и просветить. Вот и в нас, христианах, всегда должен гореть огонь, прежде всего, любви, потому, что Бог наш есть Любовь. Если мы хотим быть похожими, как дети, на своего Отца, то в нас должна быть любовь, и не просто любовь, а огненная - к Богу и к людям.
Каждый христианин в отношении ближних должен гореть Духом Святым потому, что когда человек живет для самого себя, то такой человек тлеет, но когда он живет для других - он горит. Святой Василий Великий научает нас: «Если ты хочешь жить для самого себя, то живи для других, потому что, живя для других, ты будешь жить для самого себя». Только в этом состоит истинное счастье, радость, покой и ликование, которые ни за какие деньги не купишь. Когда мы собираем материальные блага, то мы собираем средства к жизни, но когда мы этими земными благами делимся с другими людьми, помогаем им в беде или нуждах, то это и есть собственно жизнь, и это - плоды благодати Духа Святого. И как сказал святитель Николай Сербский, доброделание наше должно быть мгновенным: задумал доброе дело – сделай его сейчас. Хочешь попросить прощения – сделай это без промедления. Не откладывай ни на завтра, ни на послезавтра, потому что если ты этого не сделаешь сейчас, то не сделаешь никогда. Об этой решимости, об этой огненности на добро, все мы должны помнить.
Не одних апостолов Дух Святой просветил Божественным светом. Он, как Божественный наставник, учит весь христианский мир, и каждую душу, верующую в Иисуса Христа, наставляет на истину и на всякое благое дело. «Душа человеческая, оставленная самой себе, – учит преподобный Антоний Великий, – столь слаба, что когда дух злобы нападает на нее, или чувственное желание, она редко может противиться им, а потому сама собой она не может восставить себя в первобытное безгрешное состояние». И если это так, то долг всякого христианина требует постоянно и искренне желать даров Святаго Духа, неотступно просить их у Господа.
Задайте любому человеку в храме вопрос: «А хочешь ли ты иметь в себе Святого Духа?» Каждый ответит: «Хочу». В Священном Писании говорится, что не мерою дает Господь свою благодать просящему, а столько, сколько просящий может ее вместить. Именно в этом заключается несоответствие нашего «хочу» и «могу». Мы хотим Святого Духа – Господь Его дает, а взять Его нам некуда. Как у любого человека в доме для всего есть свое место, так и в нашей душе должно быть свое место для Духа Святого. Попробуйте в свою квартиру на шестой этаж поставить автомобиль – он туда не войдет. И каждый поймет: «В квартире для моей машины места нет, а место для нее есть в гараже». Так и в своей душе мы зачастую путаем квартиру и гараж, складываем в душу всякие ненужные вещи, и не оставляем в ней места для того, что ей действительно необходимо - для Духа Святого. Сколько лишнего и ненужного в нашей душе! Все это надо выбросить! И без храма, без помощи Божией разобраться, что лишнее, а что – нужное, зачастую нам не удается.
Когда юноша и девушка хотят соединить свои жизни, обычно он говорит ей: «Я тебя люблю». А что она ему отвечает? «Докажи». И юноша начинает доказывать: покупает цветы, старается выглядеть красиво, читает ей стихи. Так же и мы, когда читаем в Евангелии слова Господа «примите Духа Святого» (Ин. 20, 22), должны доказать, что хотим его иметь. Как это можно доказать? Нужно очистить душу покаянием, жить по заповедям Божиим, не допускать ничего неполезного и нечистого, и после этого уже позвать Дух Святой к себе. Ну, как в жизни: если ждете кого-нибудь в гости, то убираетесь в квартире, накрываете стол. Но человека-то позвать просто, допустим, позвонили по телефону: «В семь часов у меня». – «Все, понял. Буду». А как же нам позвать Святого Духа? Только молитвой. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Постоянно молиться так и в храме, и дома.
Один старец, выслушивая на долгой исповеди скорбные обстоятельства жизни и болезней, однажды полушутя спросил: «А вы к Духу Святому обращались?» Человек удивился: «Это как, батюшка?» – «Столкнувшись в этой жизни с неправдой, унижением, нечистотой, читай про себя “Царю Небесный”. Заболел, и нет помогающего тебе в болезни доктора медицинских наук – читай “Царю Небесный” уже вслух. Если не можешь больше терпеть телесной или душевной боли, тогда кричи: “Царю Небесный!” Если стало полегче, разрешилась какая-то сложная ситуация, ушла боль телесная или скорбь, тогда пой – “Царю Небесный”. Когда приблизилось время перехода в жизнь вечную, и ты чувствуешь свою негодность и греховность, сокрушайся и плачь: “Царю Небесный”. Для всякой минуты нашей жизни подходит эта молитва призывания и благодарения Духу Святому за то, что выполнил Он святое послушание от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа – освятил, омыл, защитил нас Божьею благодатью».
В этот святой праздничный день храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как жизни Податель, чтобы обновить всю тварь. Но не только храм должен быть украшен в этот праздник. Гораздо важнее приготовить сердце свое, чтобы туда сошел Святой Дух. Каждый человек имеет в себе дух, подобно тому, как в Троице есть Дух Божий. Наш дух живится, укрепляется Святым Духом и в свою очередь животворит душу и тело, но только при тесном взаимодействии с Божественным Духом. «Стяжание Духа Святого - истинная цель нашей жизни», - так говорит нам преподобный Серафим Саровский.
Будем же призывать в нашу жизнь Святого Духа, Утешителя, чтобы в нас горел огонь любви к Богу, чтобы мы исполнялись верности и единства по образу Святой Троицы. Будем молиться, чтобы и на нас сошла благодать Святого Духа, вразумляющая, умиротворяющая, просвещающая нас, чтобы и мы стали для других светом. Дай Бог, чтобы мы были таковыми через благодать Святого Духа, которая приходит только туда, где единство и мир, где только понимание и любовь во имя Бога Любви.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=454469651766370&id=100016100177669