Родство по плоти и духу. Игумения Вера (Верховская) (1801 – 1868)

220 лет назад, в декабре 1801 года родилась первая игумения Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни Вера (Верховская).


Родная племянница старца Зосимы (+24 марта/5 апреля 1768 – 24октября/5 ноября 1833), Варвара Верховская родилась 4 декабря 1801 года на Смоленщине. Она рано осталась без родителей и жила вместе с сестрой Матроной и тремя братьями у своей тети по отцовской линии, в селе Буловицы.

О своем дяде Варвара узнала на девятнадцатом году жизни, когда тот написал письмо родным, считавшим его давно умершим. Познакомилась она с ним впервые только в 1823 году, когда отец Зосима, возвращаясь в Туринск из Санкт-Петербурга, где хлопотал об устроении Туринской обители, заехал к своей сестре в Буловицы. Первая встреча дяди и племянниц более подробно записана в Жизнеописании старца Зосимы: «В первые минуты свидания радость и какой-то страх овладел сёстрами; со слезами упали они к ногам его. Он обнял их как отец родной, с радостью и с рыданием. И немедленно, не выдерживая более, начал открывать им свое желание такими словами: "Где ваши родители? Точно и не было их! Так все умрем, и кто что имеет в мире, все и поневоле при смерти оставляет. Но как блажен тот, кто добровольно оставит мир для Бога!" Девицы обе, заливаясь слезами, единогласно, прежде меньшая, а потом тотчас же и старшая, отвечали: "Мы понимаем Вас, мы согласны, мы готовы". Отец Зосима, вне себя от радости, схватил образ Богоматери со стены (оказалось, что это был образ Смоленской иконы) и благословил их...».

Вероятно, еще задолго до знакомства со старцем Зосимой сестры задумывались над тем, какой путь им избрать, и, вероятно, сердца их все больше склонялись к монашеству, поэтому в этой встрече увидели Промысел Божий о них.

В Московском Симонове монастыре, по пути в Туринскую женскую обитель, сестры приняли иноческий постриг с именами Вера и Маргарита. Прибыв в монастырь, сестры проходили под духовным окормлением старца Зосимы науку монашеского жительства.


Старец Зосима (Верховский)

В 1823 году в Туринском монастыре произошла смута по причине клеветы на старца, возведенной матерью и дочерью Васильевыми. И хотя следствие установило невиновность старца, из Синода был получен указ об отстранении о. Зосимы от попечения над монастырем, с припиской императора Александра Павловича об удалении старца из Туринского монастыря. В Тобольской консистории с отца Зосимы была взята подписка, в которой он обязался больше не заезжать в Туринск. После этого старец Зосима отправился в Москву, куда зимой 1826 года за ним приехали инокини Вера и Маргарита и некоторые другие сестры из Туринского монастыря.
Сестры обрели пристанище в доме будущей благодетельницы Одигитриева монастыря госпожи Марии Семеновны Бахметьевой (урожденной княжны Львовой). Через некоторое время ею же была предложена для жительства сестер и образования монастыря летняя дача в Верейском уезде. Старец не сразу согласился на её предложение, так как сестры боялись первоначально жить в уединенном месте, окруженном глухим лесом и непроходимыми болотами. Земля, пожертвованная Марией Семёновной Бахметевой в пользу обители, была оформлена 23 августа 1827 года в форме купчей на имя сестер Варвары и Матроны Ильиничны Верховских. Пустынь назвали в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) также поддержал общину старца Зосимы.

Все годы, до самой кончины старца Зосимы (последовавшей в 1833 г.), его труды и попечения по общине разделяли племянницы, инокини Вера и Маргарита.

После кончины старца Зосимы 6 ноября 1833 года инокиня Вера (Верховская), согласно предсмертному благословению своего духовника, приняла на себя всю заботу и попечение об общине, созданной дядей.

В конце 1838 года был освящен храм в честь Живоначальной Троицы, построенный над могилой старца, первоначально «для слушания грузинской царевне Тамаре, по слабости её здоровья, литургии, с тем, чтобы по кончине её домовую церковь превратить в приходскую церковь безвозвратно». И 19 июля 1841 года основание общежития было, наконец, Высочайше утверждено. Устав для общежития был составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Начальницей общежития была назначена инокиня Вера (Верховская), племянница и верная ученица старца Зосимы.

Строго соблюдая заветы своего дяди и духовного отца, инокиня Вера, с кротостью и мудростью управляла вверенной ей обителью, благодаря чему духовная жизнь сестер укреплялась, число сестер росло, а сама обитель расширялась и благоукрашалась. Верной помощницей в управлении обителью и сомолитвенницей ей была инокиня Маргарита, сестра по духу и крови.

27 июля 1852 года был освящен надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. В 1851 году начались работы по расширению Троицкого храма. Расширенный Троицкий храм был освящён 1 октября 1855 года митрополитом Филаретом. 22 июля 1857 года был освящен храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.

В начале 1856 года, когда инокине Вере было уже 54 года, Святейший Синод определил: «Одигитриевское Троицкое общежитие переименовать в общежительный Троице-Одигитриевский монастырь». В конце 1855 года инокиню Веру и ее сестру инокиню Маргариту постригли в монашество. А 26 сентября 1856 года монахиню Веру возвели в сан игумении. Поздравляя с этим событием игумению и сестер Зосимовой Одигитриевой пустыни, игумен Антоний (Путилов) писал: «Приношу Вам заочное поздравление мое с светлым торжеством, нынешним праздником Покрова Божией Матери, которое дарует Боже Вам радостным и благоговеющим сердцем праздновати всегда, и добрым жительством своим прославлять Господа Бога и Его Пречистую Богоматерь! Сей святый и незабвенно радостный праздник Покрова Божией Матери в прошедшем годе мы светло и радостно праздновали в Св. обители Вашей; ибо якоже кокош скликает и собирает птенцы свои под крыле свои, тако Премилосердная Мати Божия, в числе прочих, и меня недостойнаго удостоила призвания на празднике Покрова Своего в Св. обитель Свою; так что воспоминание о сем и ныне веселит сердце мое, как сказано во псалмах: и останок помышлений празднует Ти! После сего, еще принесу Вам поздравление мое с другим тоже великим торжеством, т. е. возведением общежития Вашего на степень первоклассных монастырей Российской иерархии, а матушки В[еры] посвящением в великой сан всечестнейшаго Игуменства. Теперь она по благости Божией и за св. молитвы Матери Божией, и угодника Их преп. отца Зосимы, облечена с Высоты силою! Посему, возлюбленные о Христе Иисусе сестры, повинуйтесь богоизбранной начальнице Вашей – высокопреподобнейшей Госпоже Игумении В[ере] и покоряйтесь! Ибо Она, как пастырь ваш добрый, торжественно дала обет о душах ваших бдеть, и за каждую из вас отвечать перед Богом; посему и повиновение свое должны вы, по слову св. Апостола Павла, с радостию оказывать Ей, а не с воздыханием: ибо все из вас послушливыя и смиренныя найдут себе в лице Ея Матерь заботливую о пользе вашей и спокойствии; одне только горделивыя и непокорныя, может быть, увидят в жезле или в посохе ея страх себе, и обличение, и отлучение; почему и не должно доводить себя до того. Вот Вам, матушка моя, и поздравление, и благожелание; а кому будет это не по душе, у тех смиренно прощения я прошу, ибо для некоторых и Христово слово казалось жестоко; аз же есмь червь, а не человек. За сим испрашиваю на Вас благословение Божие, и остаюсь навсегда недостойный игумен Антоний».
Игумения Вера общалась и вела переписку со многими духовными лицами. Известна ее обширная переписка с митрополитом Филаретом (Дроздовым), который оказывал особое попечение обители и не оставлял Матушку советом и духовной поддержкой. Так, в частности, когда 27 июля 1859 года скончалась родная сестра игумении Веры, ее помощница, утешительница и сомолитвенница схимонахиня Маргарита, что было сильным потрясением для Матушки, Преосвященный Филарет обращается к ней со словами утешения: «Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и живот миру Своему даровавый, да приимет в мире душу рабы Своея схимонахини Маргариты, и да упокоит в селениях света, с преподобными, благоугодившими Ему. Смертные останки её пусть положатся в церкви, в приличном месте. Игумения же Вера да не забывает своего имени. Вера не предаётся неумеренной печали над видимыми смертными останками, но с молитвою и упованием простирается в невидимое и не почитает себя отлученною от общения с отшедшею в вере же душею. Июля 29, 1859».

Сохранилась переписка игуменьи Веры с владыками Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым), посещавшими не раз Зосимову пустынь, будучи в должностях викариев Московской епархии. С владыкой Саввой духовная переписка сохранялась и после отбытия его на Витебскую кафедру. И очевидно, что игумения Вера имела в его советах духовную пользу и утешение, о чем свидетельствует и ее поездка в Витебск к Преосвященному Савве перед ее блаженной кончиной в 1868 году.

Архиепископ Савва (Тихомиров)

Несомненна и тесная связь игумении Веры и сестер обители с оптинскими старцами. Так, известно, что на освящение Троицкого храма в 1855 году в обитель приезжали оптинские старцы Моисей, Антоний и Макарий. Старец Антоний (Путилов) был духовным отцом для многих сестер Зосимовой пустыни. Сохранилась деловая и духовная переписка монахини, а затем и игумении Веры с настоятелем Оптиной пустыни старцем Моисеем и со старцем Антонием (братья Путиловы). Вероятно, игумения Вера имела духовное обшение и со старцем Макарием (Ивановым).


Старцы Макарий, Антоний (Путиловы), Макарий (Иванов)

Особым же делом жизни игумении Веры было составление жизнеописания своего дяди и духовного отца старца Зосимы, в которых она изложила живые воспоминания о жизни преподобного и его духовные наставления, дошедшие до наших дней. Книга эта впервые была издана весной 1860 года. Много благодарных и добрых слов игумение Вере было сказано современниками за ее труды по написанию столь полезной и приносящей много духовной радости книге. В частности, оптинские старцы Моисей и Антоний (Путиловы) писали следующее: «К душевному утешению нашему, доставлены 30 апреля, от усердия Вашего, посланные при письме 11 апреля, две книжицы жизнеописания блаженныя памяти Старца Схимонаха Зосимы. В издании этой книги имею особенную душевную радость припоминать Святолепных подвижников – старцев духовных, которых Господь удостоил меня видеть и знать во время жизни их на земле. К сожалению, не имел я случая видеть только старца Василиска».


Первое издание жизнеописания старца Зосимы (Верховского)

«Чрез скудныя строки сии приношу Вам, дражайшая моя матушка, из глубины души моея всечувствительнейшее благодарение за весьма приятное мне письмецо Ваше и за посланныя при оном книги: Жизнь Боголюбиваго Старца Вашего Пр. Отца Зосимы и богомудрыя изречения его. За усердие Ваше ко мне убогому воздаст Вам Господь Бог Своею милостию. Вы изданием сих книг доставили великую пользу для многих чтущих, особенно для иночествующих».

16 апреля 1868 года игуменья Вера была награждена за службу Наперсным крестом.

20 ноября 1868 года игумения Вера мирно скончалась по пути из Витебска в обитель и была похоронена, по благословению архимандрита Антония (Медведева), в южном приделе Троицкого храма Зосимовой пустыни, в головах покойной сотаиннице и сестры её по духу и крови схимонахини Маргариты.


Архимандрит Антоний (Медведев).

Через 13 лет после кончины игумении Веры, 12 сентября 1881 года крест игуменского служения примет племянница сестер Веры и Маргариты, дочь Ивана Ильича Верховского, игумения Магдалина. В годы ее управления обителью были обретены мощи ее внучатого дяди, преподобного старца Зосимы.