Правило веры и образ кротости

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, родился во второй половине III века в городе Патаре Ликийской области на южном побережье Малоазийского полуострова (современная Турция). Его благочестивые родители Феофан и Нонна дали обет посвятить своего единственного сына Богу. По преданию, новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
фреска1.jpg

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Его дядя, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил племянника во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделал его своим помощником и поручил ему говорить поучения пастве. При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!» Служа Господу в сане священника, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Приняв священный сан, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги тайно. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Когда дядя-епископ отправился в паломничество в Палестину, то управление епархией он поручил своему племяннику. Пресвитер Николай всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. Наследство, оставшееся после смерти родителей, он употребил на оказание помощи неимущим. Узнав о тяжелом положении одного жителя города, потерявшего все свое имущество, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Когда епископ возвратился, святитель Николай, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был исцелен один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор (одеяние епископа).

По кончине правящего архиепископа святой Николай был избран епископом Мир Ликийских. Одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан этот избранник Божий. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай вернулся к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай ревностно боролся за чистоту Церкви Христовой, обличал идолослужение, разрушая языческие капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и вместе со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора ополчался на еретика Ария. В пылу обличения святитель Николай дал пощечину Арию, и за это был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель Николай принес ей мир и благословение, сея слово Истины, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.

Много других чудес совершил святитель, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святого Николая город Миры был спасен от тяжкого голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и оставил ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро. Святитель Николай попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святой утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345–351). Его честные мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. 6 (19) декабря установлен день памяти святителя Николая.

Перенесение мощей

В 1087 году мощи чудотворца были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне. В честь этого события установлено празднование 9 (22) мая. Греческая Церковь не отмечает этот день, потому что потеря мощей святителя была для нее событием печальным.

В XI веке Византийская империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

храм_миры.jpg

Руины храма святителя Николая в Мирах Ликийских (современный г. Демре, Турция)

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители портового города Бари, обладавшие сильным флотом, мечтали видеть его мощи у себя. Однако владеть мощами святителя Николая было заветной мечтой также вечных их соперников на море – венецианцев, генуэзцев и жителей Амальфи.
В 1087 году большой, нагруженный торговый корабль покинул порт Бари и направился в Антиохию. Как только купцы оказались на улицах Мир Ликийских, стало понятно, что их замысел трудно будет осуществить. В городе было много турков. Они хоронили своего военачальника. Поэтому барийским купцам пришлось возвратиться на корабль и отплыть в Антиохию. Но они вскоре вернулись предполагая что как только отряд турок уйдет из Мир, город, скорее всего, некоторое время будет пуст.

Сойдя на берег во второй раз, барийцы нашли город практически пустым. Турки покинули его, а местное население укрылось в горах. Только несколько монахов находились в храме, где пребывали мощи святителя Николая. В храме где покоились мощи святителя Николая находилось только несколько монахов. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Барийцы открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп .Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Молодой человек по имени Маттео (Матфей), увидев на полу в одном месте храма прекрасную мозаику, стал разбивать ее ломом. Под ним оказалось пустое пространство, в которой находилась гробница, обильно наполненную истекавшим от мощей миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Николая Чудотворца. Толпа народа собрались на берегу, но было поздно... С поспешностью погрузив мощи на корабль, купцы-разбойники отплыли домой. А в Бари их встретили как героев. И этот день, 22 мая по новому стилю, значится в русском церковном календаре как «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари».

Мощи святителя Николая были перенесены в собор святого Стефана, основную их часть сразу же спрятали под огромной плитой. Первое их исследование произошло только в 50-х годах XX века.

Через год для хранения мощей была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
В настоящее время около 65 % мощей Николая Чудотворца находится в базилике Святого Николая в Бари под престолом алтаря крипты. В Бари находится православная Церковь Николая Чудотворца Патриаршего подворья в Бари. C 1969 года православным предоставляется право служить в крипте базилики. Раз в неделю в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду». Во время богослужения в четверг железная решётка открыта, после него все желающие через специальное оконце в мраморном престоле могут поклониться мощам.

русский_Бари.jpg

Всего лишь спустя 8 лет после описанных событий, в 1095 году папа Урбан II благословляет начало первого Крестового похода, в котором приняли участие и венецианцы. В напутственном слове венецианский епископ Падорадо выразил надежду, что рыцари не только помогут освободить Гроб Господень, но и привезут в Венецию великие святыни, и не только из Иерусалима, но и из Мир Ликийских. Венецианцы не без оснований полагали, что в Бари были перенесены не все мощи cвятителя Николая.

Существовала древняя легенда, что византийский император Василий I Македонянин в IX веке уже намеревался перевезти часть мощей cвятителя Николая из Мир Ликийских в Константинополь. Для этого часть мощей отделили и положили в ковчег для транспортировки. Однако это намерение не совершилось, поскольку накануне императору явился сам cвятитель Николай и запретил переносить его мощи из Мир Ликийских. Император не решился нарушить наказ почитаемого им святого. Но легенда утверждала, что приготовленная часть мощей cвятителя Николая была надежно спрятана в другом месте храма.

По дороге в Иерусалим венецианцы направляются в Миры Ликийские, на поиски оставшихся там мощей cвятителя Николая. Переодевшись в купеческие одежды, венецианские воины проводят разведку в городе. Когда в храме остались только его местные сторожа, венецианский отряд, ворвавшись в храм, начинает искать мощи. Сперва они находят часть мощей дяди святителя Николая – Николая Патарского и священномученика Феодора. Большая часть венецианского отряда с этими святынями вернулась на корабль. Но несколько воинов еще задержались в храме. Если верить неизвестному венецианскому хронисту, они почувствовали в одном месте храма, где находилась фреска святителя Николая, тонкое благоухание. От измученных стражников они узнали, что именно в этот старый предел по большим праздникам имел обычай заходить епископ Мир Ликийских и служить там литургию. Венецианцы, вызвав подкрепление с корабля, стали разбирать пол старого церковного предела. Сняв несколько слоев, они обнаружили медный ларец, где и находилась сокрытая императором Василием I часть мощей. На ларце была надпись по-гречески: «здесь почиет великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море». Храм наполнился благоуханием.

Венецианцы, как гласит их хроника, в благодарность святому Николаю и в утешение Мирам Ликийским, оставляют епископу города сто монет и малую частицу мощей святителя.
В храме на острове Лидо в Венеции перевезенные мощи покоятся по сей день. Они хранятся в мраморном ковчеге над престолом в алтаре.

венеция.jpg

В 1953 году в Бари для определения подлинности в качестве главного эксперта для исследования мощей епископом города был приглашен профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино.
Результаты исследования полностью подтвердили описание обретения мощей Николая Чудотворца. Было показано, что многие косточки, истончившиеся от времени, сильно повреждены из-за неудачного падения на них матроса Маттео. Официально была подтверждена мироточивость мощей. Тонкие кости буквально плавали в мире. Однако, тщательно разложив все кости по порядку, Луиджи Мартино обнаружил, что значительной части мощей не достает.

В 1992 году состоялось самое тщательное исследование мощей святителя Николая в Венеции. Открыв ковчег, комиссия увидела множество разных костей, а так же камень черного цвета с надписью на греческом языке: «Мощи святого смиренного Николая». Когда профессор Мартино тщательно исследовал и сопоставил результаты с ранее полученными в Бари, он пришел к следующему заключению: «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари».

Дальнейшая выписка из заключения комиссии гласит: «...венецианские останки, хотя и имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские».
Огромное количество христианских святынь навсегда было потеряно вследствие османских завоеваний. Так, например, утрачены мощи святого равноапостольного Константина. Они были уничтожены при взятии города турками. Сложно дать объективную нравственную оценку историческим событиям, вследствие которых мощи святителя Николая Чудотворца были сохранены, но нет сомнения, что случившееся имело особый смысл и совершилось не без воли Божией и благоволения на то самого святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 (22) мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Святитель Николай Чудотворец особенно дорог сердцу русского человека. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. Множество чудотворных икон было явлено на Руси в самые тяжелые для нее годы. Множество исцелений, спасения на море, во время путешествий, в военные годы, помощь и защита невинно осужденным, помощь в сложных ситуациях, в поиске работы – невозможно перечислить все обстоятельства, когда люди, взывая ко святому, получали скорый ответ на свои молитвы.
На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено святому имени епископа Мирликийского. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске.
Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. На ее вратах находится чудотворный образ святителя Николая. изображеного здесь по подобию образа его Можайского, с мечом в одной руке и с храмом в другой. Когда в 1812 году, после своего сорокадневного пребывания в Москве, Наполеон оставлял Кремль, вместе с другими зданиями он решил разрушить также и Никольские врата, взорвав их. С этой целью под стены Кремля было заложено громадное количество пороха, который затем подожгли. Сила взрыва была такова, что камни, железо, бревна от стен летели в вышину и вдаль на громадное пространство. Пошатнулись стены не только в Китай-городе, но и в Белом городе; лопались стекла в окнах, вырывало самые двери и окна, в домах все – и мебель, и людей бросало из стороны в сторону, а треск и гул взрыва был слышен далеко в окрестностях широкой Москвы. Произошло что-то вроде гибельного землетрясения. Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский, в своем слове на торжество освящения возобновленного Успенского собора в 1813 году, перечисляя различные чудеса милосердия Божия, явленные в те времена нашествия вражеского в столице, так представляет происшедшее: «Пали твердые ограды и высокие бойницы, но рухлое стекло, покрывающее лик угодника Божия, среди ужасного их разрушения, осталось невредимым. Никольская башня сверху до половины разрушена; стена с северной стороны оторвана, но образ над воротами святителя чудотворца Николая и стекло, покрывавшее лик Угодника сего, нимало не потерпели повреждения. Самый фонарь пред образом, на слабой верви повешенный, взрывом подкопа, разрушившим половину арсенала и башни Никольской, не был оторван». А император Александр I, осмотрев место взрыва, велел увековечить это знамение силы Божией и Угодника следующей надписью, им данной и на чертанной на мраморной доске под образом святителя: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесной силой Божией святый образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, и не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный (фонарь) со свещею, остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых Своих».

никольская башня.png