– В древних храмах каждая деталь имеет символическое значение. Количество окон, планировка храма, членение стен...
– Сакральная архитектура всегда была глубоко символична. Даже если конструктивно были необходимы некие формы, они осмыслялись в соответствии с христианским мировоззрением – таким образом они приобретали церковную специфику. Например, колонна изначально символизировала прямо стоящего человека – в отличие от какой-то твари, пресмыкающейся по земле. Капитель несла очень много символики. Дохристианские капители обычно украшали изображениями листьев, так что колонна уподоблялась древу. В христианской архитектуре на капителях колонн стали изображать не только символы, но и образы. К примеру, евангелистов. Очень часто капители украшали крестами. В Европейском Средневековье на капителях вырезали целые сюжеты из Священной истории. У нас в храме Покрова в Ясеневе тоже очень много символики. Стены трехчастные – в честь Пресвятой Троицы. Главный барабан имеет 12 окон – по числу апостолов. Символика пятиглавия понятна: средняя глава символизирует Христа, а четыре по сторонам – евангелистов.
– В алтаре, над Горним местом, в храме Покрова находится окно. Для современных священников и храмоздателей это непривычно.
– Да, когда я предлагаю сделать окно на Горнем месте, батюшки говорят: «Здесь нужна икона, образ Христа, чтобы молиться на него». Но изначально центральное алтарное окно было предусмотрено для того, чтобы видеть восходящее солнце – как нерукотворный образ Солнца Правды, Спасителя. Мы нашли выход из этой коллизии, сделав окно повыше, над запрестольной иконой. Вы знаете, что первые христианские храмы строились по подобию языческих или были переделаны из них. Они представляли собой базилики – здания удлиненной прямоугольной формы. Однако между античными языческими храмами и более поздними, возведенными уже как христианские, есть принципиальная разница. Язычники часто обращали свои храмы входом на восток, а алтарем на запад. Это делалось для того, чтобы солнечные лучи, льющиеся в открытые двери, в определенное время года пронизывали пространство храма до самого алтаря. Христиане развернули свои храмы на восток алтарем – потому что молиться принято лицом к утренней заре – символу Христа, Солнца Правды. В древние времена утреню служили утром. На рассвете священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – и в этот момент солнечный луч падал сквозь центральное алтарное окно на Престол. Это окно было главным в храме. Именно поэтому древние храмы часто ориентировали не строго на восток, а в направлении, где восходило солнце именно в день их престольного праздника. Поэтому, к примеру, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы Московского Кремля ориентированы немного по-разному: в апреле, на Благовещение, солнце восходит не там, где в августе – на Успение.
– Храм Покрова украшают великолепные мозаики. Их называют Византийскими.
– София Киевская тоже была украшена мозаиками, но из них, к сожалению, сохранились не все. Поэтому, работая над замыслом мозаик, авторам пришлось посетить Сицилию. Там есть несколько храмов XI–XII веков со знаменитыми византийскими мозаиками. Они были созданы приблизительно в то время, когда у нас строили Софию Киевскую. Покровский храм мы украсили мозаичным убранством, площадь которого составляет 2500 квадратных метров! Снаружи храм тоже украшен мозаиками, орнаментами. Над изготовлением мозаичного убранства работали несколько художественных мастерских, а помогали им подмастерья-волонтеры из прихожан: набирали фоны, простые детали. В ходе работы они усердно приобретали профессиональные навыки и оттачивали мастерство – так родились «Покровские мастерские» при храме Покрова в Ясенево.
– Это удивительно! Храм действительно строили всем миром!
– Да, отцу Мелхиседеку (Артюхину) и его помощникам удалось организовать такое всенародное дело. Многие удивляются, но столь величественный храм был построен на народные средства, без участия государства и крупных спонсоров. В результате родились и мозаичные мастерские, и фонд Архангела Михаила, который теперь помогает собирать средства другим храмам.
– Храм Покрова посвящен военным победам России. Об этом напоминают белокаменные кресты, врезанные снаружи в его стены.
– Победам, которые были одержаны русским православным воинством благодаря помощи Божией, заступничеству Пресвятой Богородицы. Удивительно, но главные вехи в воинской истории нашей страны совпадают со значимыми православными праздниками! Ни один из крестов не повторяет другие. Первый из них посвящен победе святого благоверного князя Александра Невского над Тевтонским орденом. Она была одержана как раз в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Мы использовали при его создании древний псковско-новгородский тип креста. Второй крест посвящен жертвенному подвигу воинства под водительством святого Великого князя Димитрия Донского. Победа на Куликовом поле совершилась на Рождество Богородицы. В память об этом событии мы сделали крест по подобию знаменитого древнего Алексеевского креста, который был создан по заказу святителя Алексия, архиепископа Новгородского, как раз в ознаменование победы на Куликовом поле и хранится в храме Софии Новгородской. Третий крест посвящен освобождению Казани, которое произошло на Покров. На нем использовано изображение православного воинства Царя Иоанна Грозного с Царского места Успенского собора Московского Кремля. Четвертый крест – в память преодоления Смуты 1612 года. Он посвящен подвигу Народного ополчения под водительством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина, совершенному благодаря помощи и заступничеству Казанской иконы Божией Матери. Пятый, шестой и седьмой кресты расположены в стенах алтарных апсид. Два из них посвящены подвигам А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, нашим непобедимым праведным воеводам. На центральной апсиде расположен крест, посвященный Великой победе над Наполеоновским нашествием – она была одержана на Рождество Христово. Восьмой крест – в честь славной Победы в Великой Отечественной войне, которая пришлась на Пасху 1945 года. А последний, девятый крест, для которого оставлена ниша, еще не имеет посвящения, он – в ожидании грядущей победы Христолюбивого воинства над злом.