Единородный Сыне

«Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».

На каждой Божественной литургии мы слышим удивительный гимн, который незримым образом трогает душу каждого молящегося в храме и вызывает глубокие внутренние размышления, перенося внимание от библейских текстов Ветхого завета к текстам Нового Завета, от пророчеств о Боговоплощении, выраженных в псалмах первых двух антифонов к Заповедям Блаженств. Он поется всегда после второго антифона, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался (антифоны – песнопения, состоящие из стихов псалмов, которые исполняются в начале Божественной литургии).
Песнопение «Единородный Сыне» было составлено, по преданию, императором Юстинианом, для того чтобы опровергнуть неправославное учение об Иисусе Христе. Оно представляет собой исповедание веры в воплощение Христово и является кратким выражением православного учения Церкви о Богочеловеческой природе Господа Иисуса Христа, пострадавшего ради нашего спасения.

В «Хронографии» преподобного Феофана Исповедника была помещена запись о введении императором Юстинианом песнопения «Единородный Сыне» в константинопольское богослужение во второй год епископства Агапита I, папы Римского, в 535 или 536 году. Георгий Кедрин в конце XI в в «Историческом синопсисе» отнес это же событие ко 2-му году правления Юстиниана, то есть к 528 г. С именем императора Юстиниана происхождение песнопения связывают также Павел Диакон (VIII в.) и автор литургического комментария XII в., надписанного именем свт. Софрония Иерусалимского. Первое известное упоминание о том, какое именно место занимало это песнопение в константинопольском богослужении, содержится в литургическом комментарии VIII в. «Церковная история», или «Тайноводственная история кафолической Церкви».

Если попробовать перевести на русский язык это замечательное и очень духовно глубокое песнопение, то мы услышим: «О, Христе Боже, Сын Единородный (т.е. единственный), Слово Божье, Вечно Бессмертный, изволивший ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, без всякой (в Себе) перемены вочеловечиться и отдать Себя на распятие! Ты, смертью смерть поправший, Один из (Лиц) Святой Троицы, прославляемый вместе с Отцом и Святым Духом, спаси нас!».
Сын Божий называется Единородным, так как Он как Второе Лицо Пресвятой Троицы есть единственный Сын Бога Отца по природе.
В песнопении особенно подчеркивается, что Сын Божий стал человеком, оставаясь при этом Богом неизменно. Кроме того, «непреложность вочеловечения», по всей вероятности, обозначает здесь и то, что человеческая природа Господа не «растворилась» в божественной, как утверждали монофизиты.

Слова «Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу» свидетельствуют о том, что Сын Божий и Сын Человеческий, Иисус Христос, — Одно из нераздельных Лиц Святой Троицы и имеет равную честь и славу вместе с Богом-Отцом и Святым Духом. Только такой Бог есть истинный Богочеловек.

Песнопением «Единородный Сыне» прославляется Тот, Кто воплотился на земле, чтобы спасти человечество, Кто в таинстве Причащения желает соединить каждого с Собой как Источником благодати. Ради этого верующие собираются на Божественную Литургию. Внимая этому литургическому гимну, даже те, кто еще не до конца понимает смысл этих слов, может ощутить, как раскрываются они в его сердце – а тем более трогают эти слова при осознании их содержания и смысла.


В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находится единственная известная икона «Единородный Сыне», относящаяся к 1547 году и написанная во время восстановления после большого московского пожара. На правом верхнем клейме иконы в образах представлено содержание стиха: «Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».