Богослужения Страстной седмицы

Дни Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних событий земной жизни Иисуса Христа. Богослужения этого периода дают возможность христианам пройти вместе с Господом Иисусом Христом и Его учениками недолгий путь в семь дней – путь от славы к уничижению, от смерти к воскресению.

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни. Отрывки, прочитанные в первые три дня недели – особые, в них сосредоточена суть христианского вероучения. В понедельник, вторник и среду совершается Литургия Преждеосвященных даров.
Главный мотив всех богослужебных текстов понедельника – личная встреча Христа и человека, готовность души к принятию Господа.

Тропарь первых трех дней Страстной седмицы – «Се Жених грядет в полунощи». Он содержит аллюзию на притчу о десяти девах, а также напоминает притчу Спасителя о верном слуге, ожидающем встречи господина (Лк. 12:36-46), и призывает человека к трезвению, бодрствованию и готовности к встрече Господа.

жених.jpg

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.//

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас.

Тема, которую Церковь предлагает в понедельник Страстной седмицы – это тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель беседует с учениками и ничто не предвещает трагических событий. Апостолы наслажаются покоем и полагает, что впереди еще много таких мирных дней. Но именно в этом покое Господь наставляет Своих учеников, призывая их быть духовно бдительными.

Литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая на Страстной седмице, отличается от великопостной тем, что на ней читается Евангелие.

В Великий Понедельник в храме звучит евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы (Лк. 13:6–9) и притча о злых виноградарях (Мф. 21:33–41; Мк. 12:1–9; Лк. 20:9–16). Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

На Литургии особое место занимает чтение Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии (Мф. 24:3–35).

Меняется чтение и на Паремиях. Главное место занимает книга Иова. Отрывки из этого текста читаются в храме в течение почти всей Страстной седмицы. Иов считается совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. Перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

На 6-м часе понедельника чтения пророчества Исайи сменяются чтением пророчества Иезекииля о страшных таинственных видениях, которые он созерцал во дни Вавилонского плена. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Ангелов (Иез. 1:1–20).

смаков.jpg

В Великий вторник за утреней звучит Евангелие от Матфея (Мф. 22:15–23,39). Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил народ в эти дни перед иудейской Пасхой. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, утверждались в желании схватить Его и убить. Но взять Его открыто не решались, боясь народа, почитавшего Его за пророка.

Во вторник продолжает звучать и тема притчи о десяти девах, постепенно развиваясь в песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Вместе с образом десяти дев в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25:14-46). Тексты, читаемые в Великий вторник, посвящены поучениям Спасителя, произнесенным Им в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Центральная тема их – обличение фарисеев и книжников, которые после этого окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. В притчах о десяти девах и о талантах содержится предупреждение христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и каждое произнесенное слово, напоминание о том, что в жизни человека не бывает ничего случайного.

Ветхозаветные тексты продолжают тему страданий еврейского народа в египетском плену и рассказ о праведнике Иове. Они напоминают верующим, что скорбь не напрасна и подготавливают к достойному соучастию в Страстях Господних.

Великая Среда — день, когда вспоминается предательство Господа Иисуса Христа Иудой.

предательство.jpg

Тексты, читаемые в Великую Среду, посвящены двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, умастившую ноги Христа благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о плене еврейского народа и о страданиях Иова, который по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.
На девятом часе поется трогательный тропарь перед пророчеством Иезекииля:

Днесь лукавое собрася сонмище, и на Тя тщетная поучишася. Днесь от согласия удавление Иуда обручает, Каиафа же неволею исповедует: яко един за всех восприемлеши смерть волею, Избавителю наш Христе Боже, слава Тебе.

В сей день собрался коварный синедрион / и против Тебя замыслил тщетное. / В сей день за сговор с ними с петлей Иуда обручается, / Каиафа же невольно исповедует, / что Ты один за всех страдание принимаешь добровольно. / Искупитель наш, Христе Боже, слава Тебе!

В этот день последний раз в году совершается литургия Преждеосвященных Даров. После литургии священнослужители выходят на солею и перед Царскими вратами совершаются последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина. С этого момента земные поклоны в храме до дня Пятидесятницы (праздник Святой Троицы) опускаются. Исключение составляют поклоны, совершаемые перед Плащаницей с изображением почившего Христа.

Вечером в Великий Четверг совершается чтение Двенадцати Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа. В этих отрывках описан путь спасительных Страданий, которым прошел Христос. По Уставу Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи, но в приходской практике эту службу обычно совершают вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует благочестивая традиция после окончания службы относить огонь этих свечей домой.

С этого богослужения начинается тема Пасхи как страданий, смерти и воскресения Спасителя.
В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии. Тропарь Великого Четверга на протяжении всего Великого поста читают верующие при подготовке к Святому Причащению:

Когда славные ученики / при умовении на вечере просвещались, / тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался / и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. / Смотри, любитель стяжаний, / на удавление из-за них стяжавшего! / Беги от ненасытной души, / на такое против Учителя дерзнувшей! / Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Печаль о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радость о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его, пронзительно соединяется в верующей душе в этот особенный день.
Перед чтением ветхозаветных паремий звучит проникновенный по смыслу прокимен,звучащий как бы от лица Христа, грядущего на вольные страдания:

Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день.

Удали меня, Господи, от человека злого, / от мужа неправедного избавь меня.

В этот день совершается Божественная литургия святителя Василия Великого. В соборах и храмах, где служит архиерей, после Божественной литургии совершают также особый чин – омовение ног. По примеру Христа, который после Вечери умыл ноги ученикам, архиерей умывает ноги своим братьям-сослужителям.

В четверг прекращается чтение Псалтири вплоть до воскресенья Фомина (первое воскресенье после Пасхи).
В Великий Четверг Патриарх освящает миро – особый ароматический состав, который используют в Таинстве Миропомазания, совершаемом над человеком один раз в жизни – сразу после Крещения.

Великая Пятница посвящена вспоминанию Крестной смерти Иисуса Христа и Его погребению. В знак глубочайшей скорби в этот день Божественная литургия не совершается. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что в византийской Церкви за этим богослужением всегда присутствовали императоры, а в России молились цари, и им возглашались многолетия. В конце богослужения из алтаря выносится на середину храма Плащаница с вышитым изображением умершего Христа и совершается малое повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный святым Симеоном Метафрастом в X веке, этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста Ее Божественного Сына.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книги пророка Исайи, описавшего за 500 лет до рождения Спасителя Его страдания (Ис. 50:4–110). Перед Плащаницей совершается пение 118-го псалма, стихи которого разделяются особыми припевами, оплакивающими Спасителя, которые звучат от имени Пресвятой Богородицы.

плащаница.jpeg

По окончании чина Погребения Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже». Затем Плащаницу возлагают напротив царских врат — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения звучит стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго». В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, знатный и состоятельный человек, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, другим тайным учеником Иисуса Христа. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

положение во гроб.jpg

В Иерусалимской Церкви Царские Часы Великой Пятницы совершаются на Голгофе, после чего один из архиереев идет с процессией в Преторию, Темницу Христа, и оттуда, возложив крест Христов на плечи, следует путем последнего дня земной жизни Господа к Голгофе. Его сопровождают тысячи верующих, которые в подражание своему Спасителю несут кресты. Виа Долороса – путь по улицам Старого Города, по которому вели Иисуса Христа к месту распятия.

Вечером того же дня совершается вечерня с выносом Плащаницы и утреня с чином погребения Спасителя.
В Иерусалимской Церкви Патриарх отдельно служит в храме Воскресения вечерню в пятницу днем, а вечером там же совершается утреня Великой Субботы с чином Погребения Спасителя. После пения канона «Волною морскою» начинается крестный ход во главе с Патриархом и архиереями, несущими в руках маленькие Евангелия и большую златотканую усыпанную лепестками роз Плащаницу. Процессия обходит храм по галерее, поднимается на Голгофу, спускается к Камню помазания, а затем переходит к Кувуклии. Во время положения Плащаницы на престол Голгофского придела и Камень помазания Патриарх читает Евангелие. Во время пения тропарей Погребения она находится на Гробе Господнем. Затем процессия возвращается в алтарь храма Воскресения и полагает Плащаницу на престол. Литургия Великой Субботы совершается только после схождения Благодатного огня. Поскольку в храме Покрова Пресвятой Богородицы воспроизведены святыни Святой Земли, богослужения этих дней в общих чертах повторяют богослужения, совершаемые в Святом граде Иерусалиме.

запечатан.jpeg

Великая Суббота — это канун Светлого Воскресения. В богослужении этого дня скорбные ноты постепенно сменяются тихим и великим торжеством Воскресения. Литургия Василия Великого совершается после вечерни. По традиции, в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных, которые готовились к этому Таинству в течение всего Великого поста. По этой причине в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, и грядущей славе Церкви Новозаветной – в этих чтениях раскрывается все содержание христианской веры.

На Божественной литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа .

Да умолкнет всякая плоть человеческая, / и да стоит со страхом и трепетом, / и ни о чем земном в себе да не помышляет, / ибо Царь царствующих и Господь господствующих / приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. / Пред Ним шествуют сонмы Ангелов / со всяким их начальством и властью, / многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, / закрывая лица и возглашая песнь: / аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Перед Литургией все облачения в храме сменяются с черных на белые.

В Иерусалиме в этот день каждый год происходит особое событие – схождение Благодатного огня, который затем развозят по православным храмам.

После Божественной литургии в храмах обычно освящаются куличи, яйца, и пасхи. Но по смыслу этот день не должен быть наполнен ни суетой, ни многозаботливостью. Надо помнить, что Великая Суббота — это день, исполненный тишины и покоя. Вечером в храме начинают читать Деяния Апостолов, а ровно в полночь раздастся радостное пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Богослужения дней Страстной Седмицы уникальны по своей красоте и трогательности. В эти единственные дни верующие, следуя за Спасителем Христом, соборно переживают скорбь Распятия Господа и восходят к радости обретения вечной жизни, которую на Великой пасхальной полунощнице вместе со всем православным миром исповедуют восклицанием: «Христос Воскресе!»