12 двунадесятых праздников - особенности богослужения, традиции их проведения в Антиохийской Церкви. Благовещение и Рождество.

12 двунадесятых праздников - особенности богослужения, приходская традиция их проведения

 Благовещение и Рождество. 

Автор: Мфарредж Фади

Архангел Гавриил благовестил Деве Марии зачатие от Святого Духа и возвестил ей о Творце, Который благоволил воплотиться в Ней без преложения Своей божественной природы. Так совершилось событие Благовещения, когда божественная природа соединилась с человеческой. Православная Церковь отмечает этот праздник, чтобы выразить радость о Благой вести, которую принес архангел Гавриил всему человечеству. Господь разделил все этапы человеческой жизни от момента появления ребенка во чреве до самой зрелости – «наша природа благословлена Тобой».

Праздник Благовещения – первый из праздников, открывающих замысел спасения человечества. Воплощение предшествовало Страстям, Крестной Смерти, Воскресению и Вознесению Господа Иисуса Христа. Благовещение – это первый праздник, в котором после долгого времени разрыва небесное вновь соединяется с земным ради людей.

 Корни праздника Благовещения уходят в первые века христианства. Божественное зачатие Богомладенца, воплощение Бога в девственной утробе Божией Матери изменило ход истории и с древних времен занимало умы богословов. Семь Вселенских соборов в первом тысячелетии христианства провозгласили и подтвердили догмат о Воплощении и Рождении Бога нашествием Святого Духа от Девы Марии, Которая есть Богородица

Изначально в первохристианской Церкви Благовещение не было отдельным праздником, а связывалось с Рождеством Христовым, которое также не отделялось от Богоявления. Однако, когда праздник Рождества как явления Бога во плоти начал отделяться от праздника Богоявления (это произошло в V веке по РХ), то возникла необходимость в обособленном праздновании Благовещения, молитвы и чтения которого были бы напрямую связаны с богословским смыслом этого события.

Основной смысл богослужения Благовещения и Рождества выражается в словах: «Бог стал человеком, чтобы ты, человек, стал богом» (Св. Ириней Лионский). Адам желал стать богом и пал, но Бог стал человеком, чтобы возвысить его до божественного достоинства.

День Благовещения в Антиохийской православной церкви приходится на 25 марта и совпадает с весенним равноденствием, когда ночь равна дню. В древних цивизациях считалось, что мир и человек были сотворены именно в этот день.
День Благовещения – единственный день, когда во время Великого поста разрешается вкушать рыбу. По народной традиции все члены семьи едят рыбные блюда за праздничным столом.

Через девять месяцев после дня Благовещения Православная Церковь отмечает Рождество Господа Иисуса Христа. Период между этими двумя праздниками совпадает со временем, которое Христос провел в чистом чреве Своей Девственной Матери.

Если смысл Благовещения – это божественное воплощение, в котором объединяются божественная и человеческая природы, то Рождество – это явление Бога в мир во плоти. В Антиохийской Церкви стихиру девятого часа на праздник «Днесь раждается от девы» принято исполнять тем же напевом, что «Днесь висит на древе», потому что Вифлеемский Агнец, Младенец Иисус, по преимуществу является Пасхальным Агнцем.

Имя Иисуса – Эммануил: «Бог среди нас». Это величайшая и блаженнейшая весть. Отсюда и происходит слово «Евангелие», что означает «благая (добрая) весть». В этом заключается суть Рождества: Бог, по Своей величайшей любви к человечеству, посылает Своего Сына в полноту времени, «чтобы всякий, кто верует в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Глубина Божественной любви к человеку была открыта в воплощении Сына Божьего через Деву Марию. Господь, Творец всего сущего, оставил Свою великую славу, чтобы родиться уязвимым Ребенком в бедной пещере в Вифлееме. Таким образом, можно убедиться, что все Господни праздники взаимосвязаны и указывают на Божественный Промысел о спасении рода человеческого.

Рождество Христово – это религиозный и культурный праздник для миллиардов людей по всему миру. Сирийские христиане посещают богослужения, собираются семьями, участвуют в общественных торжествах. Самые яркие народные обычаи этого праздника – это украшение рождественской елки, обмен подарками, встреча Санта-Клауса. Люди поют рождественские песни, встречаются за рождественским ужином. Эти обычаи связаны не только с библейскими, но и с дохристианскими и светскими традициями. 

 Рассмотрим некоторые из традиционных символов этого замечательного праздника, которые несут в себе глубокий духовный смысл. 

 Вертеп. История вертепа древнее рождественской елки и восходит к святому Франциску Ассизскому, который в 1223 году изобразил сцену в пещерке, поместив туда куклы, изображающие Богомладенца в окружении Богородицы, Иосифа, зверей, по слову пророка Исайи. Обычай ставить вертеп затем распространился по всей Европе, а позже и по всему миру.


Рождественская ель. Само по себе дерево имеет великую символику, достаточно вспомнить древо познания в раю, вкусив от которого первый человек в рай пал, и затем Крестное древо Жизни, на котором был распят Христос-Спаситель. Первое упоминание об украшении елки в христианстве восходит ко временам правления святого папы Бонифация (634-709). Он направил миссионеров в Германию, и когда жители этого региона обратились в христианство, то местный обычай украшать ель зимой был не отменен, а переосмыслен. Тогда под елку перестали класть топор, но зато начали украшать макушку звездой в память о Вифлеемской звезде, которая вела волхвов в пещеру Богомладенца. Игольчатые листья рождественской ели обращены вверх и символизируют молитвы, обращенные к Богу. С XV века обычай украшать ель становится известен и во Франции.


Звезда. Древние отцы Церкви толковали, что Бог послал звезду волхвам, чтобы она их привела в Вифлеем. Вифлеемская звезда послужила знаком обетования встречи с Господом. Благодаря путеводной звезде волхвы поклонились и преподнесли Христу драгоценные дары: золото, ладан и мирру (смирну). Теперь в Сирии звезду помещают на елку или на крышу дома как небесный знак.

Колокол. Звук колокола рождает в душе радость и восторг. Он призывает к молитве и утешает душу. Символика колокольного звона также заключается в том, что он помогает найти путь заблудшим. Колокол звонит для всех, кто ищет путь к Небесному Отцу и служит таким образом символом обращения и возвращения. Колокол напоминает нам о том, что все мы дороги в очах Божиих.

Красный цвет в Сирии является главным цветом Рождества. Он был принят еще ранними верующими в память о пролитой Крови Христовой. Господь отдал Свою жизнь, чтобы мы имели жизнь вечную. Кроме того, в символике праздника широко используется зеленый цвет. Это символ молодости, надежды, жизни, и он также является самым богатым цветом в природе.