12 двунадесятых праздников – особенности богослужения, приходская традиция их проведения в Антиохийской Церкви. Сретение и Богоявление

12 двунадесятых праздников - особенности богослужения, приходская традиция их проведения

Сретение и Богоявление

Автор: Мфарредж Фади

Праздник Сретения Господня, или Принесения во Храм, отмечается спустя сорок дней после Рождества Христова. Уже в 602 году в константинопольском Влахернском храме Сретение отмечалось именно как Господский праздник, а не Богородичный, каким его  полагают некоторые. Богословский смысл Сретения связан с Божьим промышлением о людях, наряду с Воплощением, Распятием и Воскресением Христовым. Антиохийская Православная Церковь празднует Сретение 2 февраля. 

Название «Сретение» (т.е. «встреча») указывает на знаменательные встречи, которые совершились в этот день. Во-первых, это встреча Симеона Богоприимца с Богомладенцем. Во-вторых, встреча поколений, представленных Богомладенцем, Богоматерью, пророчицей Анной, Иосифом и Симеоном. Это также встреча двух Заветов: Ветхого и Нового, Закона и Благодати. Но главный смысл заключен во встрече человечества со своим Создателем, Новорожденным Богомладенцем, Который есть Бог Предвечный.

Предание Церкви гласит, что Симеон был одним из семидесяти старцев, которые в Египте по приказу царя Птолемея переводили Тору с иврита на древнегреческий язык. Когда он в своей переводческой работе дошел до стиха “се Дева во чреве приимет и родит Сына”, то предположил ошибку в тексте, рассуждая, что невозможно родить деве. Тогда Бог поверг Симеона в сон, в котором ему было сказано, что он не умрет, пока не узрит Господа Христа, Рожденного от Девы. Симеон Богоприимец прожил около трехсот лет в ожидании Христа. Когда он наконец принял Богомладенца в объятия, то исполнился Святым Духом и восхвалил Господа, воскликнув: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои́ спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля” (Лк. 2:29). Старец Симеон и пророчица Анна, которая, ожидая Спасителя, тоже пришла в Храм в этот день, исполнились великой радости. И было сказано: “се лежит сей на падение и на востание многим во Израиле” (Лк. 2:34). Те, кто уверуют во Христа, восстанут от греха, и те, кто отвергнут Его, падут. Симеон Богоприимец также пророчествовал Богородице о Ее участии в Страданиях Христовых: “и тебе же самой душу пройдет оружие” (Лк. 2:35). Как и в день обрезания, Господь явился сорокадневном в Храм, чтобы исполнить Закон (Левит 12:2).

Православная Церковь вспоминает это благословенное событие не только в день Сретения. В Антиохийской богослужебной традиции на Божественной литургии священник оборачивает Агнца в льняную ткань и, поднимая его вместе с крестом над головой, обходит круг вокруг жертвенника, как бы изображая Симеона Богоприимца, несшего на руках Христа с восхвалениями Бога. При обхождении вокруг жертвенника и перед чтением Евангелия, а также на каждой вечерне в Церкви звучит молитва Симеона Богоприимца, чтобы ее чада завершили день, неся в своих сердцах Христа и воспевая вместе с Богоприимцем: “Ныне отпускаешь раба Твоего с миром”. 

На праздник Сретения принято раздавать верующим освященные свечи. В основе этой традиции лежат слова старца Симеона “свет во откровение языков” (т.е. народов). Зажженные свечи символизируют свет Христов и божественную жизнь. То же самое символическое значение свечи несут в Таинстве крещения и других Таинствах Церкви. В Антиохийской Православной Церкви освящение свечей совершается накануне Сретения на вечерне: после окончания молитвы о пяти хлебах на тот же стол ставится поднос со свечами, а затем читается особая молитва на их освящение.

************************** 

Праздник Богоявления широко известен у арабоязычных христиан как “ид аль-гатас”, т.е. “праздник погружения”, в память о том, как Христос в этот день погрузился в Иордан (“И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него” Мк 1:10). Таинство Крещения также называется “аль-гатас” и совершается в Антиохийской Церкви полным погружением. (ПРИМЕЧАНИЕ: В Русской Православной Церкви допускается Крещение без погружения, а в исключительных случаях, когда Таинство совершается «страха ради смертного» в вынужденных условиях, малым количеством воды крестить человека может любой верующий христианин – ред.).

В византийской традиции Богоявление называлось “праздником огней”, поскольку крещение согласно христианской вере – это просвещение светом Божиим. Православная литургическая традиция называет тех, кто готовится к принятию крещения, «готовящимися к просветлению». Церковь молится, чтобы Господь просветил их «светом знания и доброго поклонения». Кондак праздника объединяет два названия,“Богоявление” и “Погружение” (т.е. “Крещение”): «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас».

Православная Церковь празднует Богоявление как важнейшее событие и божественное откровение, напрямую относящееся к нашему спасению. В названии отражено явление Пресвятой Троицы во время крещения Господа во Иордане. Бог Отец именует Иисуса Христа Сыном Возлюбленным, о Котором Он благоволит (Мф. 3:17), а Святой Дух является над Христом в виде голубя, свидетельствуя, что Он есть Спаситель, Пришедший искупить и спасти мир.


Икона крещения в монастыре Екатерины на Синае

Святые отцы Церкви говорят о великом значении этого праздника. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Праздник Богоявления – один из наших главных праздников, и его можно обозначить как память о явлении Бога на земле и Его жизни среди людей». О том же учат святые Григорий Богослов и Епифаний, указывая на связь между Богоявлением и Таинством крещения.. Человек, исповедав Христа как Царя и Бога, погружается с Ним в воду, чтобы родиться в жизнь вечную от воды и Святого Духа через Крестную Его Смерть. Апостол говорит: “Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” – «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». (Гал. 3:27).

Христиане Востока праздновали Рождество и Крещение как единый праздник на протяжении первых трех веков. А поскольку, по преданию, Господь родился ночью, в этот праздник совершалась ночная Божественная литургия. Отдельное празднование Рождества было установлено в Антиохийской Церкви не ранее 376-377 г., в конце 370-х гг. - в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах, и позднее - в Александрийской (в нач. 430-х гг.). (ПРИМЕЧАНИЕ: Можно заметить, что, например, в Армянской дохалкидонской Церкви эти праздники до сих пор объединены – см. подробнее об этом Дионисий (Шленов), игумен «Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века» – статья на портале «Богослов.ру» https://bogoslov.ru/article/373000). У древних христиан было принято крестить оглашенных в этот день. И сегодня некоторые верующие крестят своих детей на Богоявление.

Освящение реки Иордан


Одна из самых любимых народных традиций в Антиохийской Православной Церкви, связанных с Богоявлением – это окропление домов крещенской водой после Литургии. Православные арабы очень любят эту традицию и относятся к ней с благоговением. Святая вода приносит божественное благословение в христианский дом. Священник приходит в дом, окропляет жилище святой водой и благословляет крестом, повторяя тропарь праздника. Традиционное блюдо на Крещение – шарики из теста, начиненные мясом или сыром и обжаренные на масле. Члены семьи собираются за стол, одетые в белые одежды в память чистоты крещения, и зажигают свечи в знак божественного просвещения.

Автор: Мфарредж Фади