Блаженны нищие духом
Как сообщает евангелист Матфей, Христос, окруженный множеством народа, сел и стал говорить: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3)
Такие характеристики, как нищета и бедность у многих из нас вызывают сожаление, порой осторожное отношение к тем, кто пребывает в обнищавшем состоянии; но иногда реакцией на нищету бывает даже пугливое отвращение. Напротив, душевная нищета в христианской системе нравственных ценностей стоит на первом месте и дает человеку возможность соединения с Богом. Понять такое, казалось бы неестественное, положение дел возможно лишь при верном понимании состояния нищеты духовной.
Духовной нищетой называется такое состояние внутреннего мира человека, при котором он скромно и без гордости судит о самом себе. Это состояние называется также смиренномудрием или смирением. Противоположностью смиренному расположению души человека является гордость. Гордый человек не способен судить о себе правдиво; он видит в себе лишь положительные качества, значение которых, как правило, преувеличено, а иногда достигает неимоверных размеров. У гордеца видение самого себя похоже на созерцание своего отражения в искривленном зеркале.
Священное Писание повествует нам об одной истории из жизни первых людей — Адама и Евы. Книга Бытия сообщает нам, что некогда безгрешные люди имели бесценный дар: проживая в раю, они имели радость непосредственного общения со своим Творцом — Самим Богом, Который, как заботливый Отец, давал Своему творению благодатные силы для вечной, бессмертной святой жизни. Но в один момент человеку показалось, что он способен жить без внимательного руководства Небесного Отца, и, что самое страшное, человек захотел стать равным Богу (см. Быт. 3:1-17). Гордая мысль первых людей о равенстве с Богом привела их к решению нарушить Божью заповедь, которую мудрый Творец, любящий Свое создание, дал Адаму и Еве для утверждения в добре и послушании. Последствием отказа Адама и Евы от своего Родителя, является страшная трагедия отчужденности человечества от Бога и серьезная внутренняя болезнь духа (см. Быт. 3:20-24). Жизнь показывает, какими бедами для ребенка и общества оборачивается его отказ от родительской опеки и преждевременная самостоятельная жизнь, лишенная семейной любви и заботы. Для блаженной жизни каждому человеку необходимо преодолеть свою внутреннюю болезнь, исцелиться от гордости, проявить послушание Богу и, стяжав смирение, вернуться к своему Небесному Отцу, Который даст нам необходимые силы для богоугодной жизни.
Духовная нищета, смирение — это трезвый и неложный взгляд человека на самого себя, свои возможности и поступки, исключающий нездоровое самовосхваление. При смиренном, исполненном мудрости самовоззрении человек не только сохраняет благоразумие в оценивании своих положительных качеств, но и способен видеть те недостатки, которые имеются в его душе. В таком состоянии человеку открывается его ослабленное грехом состояние, что не дает ему более повода для безмятежной самодовольной жизни, но заставляет его искать помощи у Бога. Спасительное действие смирения хорошо проиллюстрировано в евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14), где показана тщетность праведности гордого фарисея и возвышено смиренномудрие грешного мытаря, ищущего лишь милости Божией.
Путь человека к вечной жизни с Богом подразумевает очищение внутреннего мира с той целью, чтобы в него могла вселиться Божественная благодать. Как грязный, наполненный нечистотами сосуд негоден к принятию и хранению в себе дорогого благоухающего вещества и нуждается в очищении, так и гордому человеку нужно прежде всего приобрести смиренный нрав, который в Евангелии именуется духовной нищетой. В Священном Писании есть такие слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
Процесс исцеления души человека для блаженной жизни с Богом схож с обнаружением и излечиванием телесной болезни. Если человек, далекий от Бога, не имеет кроткого и смиренного духа, но вместо того заражен гордостью, его духовная болезнь, его недостатки и грехи, становятся незаметными для него самого. Как правило, именно незаметные болезни, протекающие часто даже без внешних симпотомов, представляют собой наибольшую опасность. Для нахождения болезни души необходимо иметь особую чуткость, смиренный взгляд на самого себя, который бывает лишь у тех, кто по своему смиренномудрию не исключает наличия внутренней поврежденности и пристально вглядывается в свой внутренний мир.
Так же как и телесный недуг, духовная болезнь является парализующей силой, ограничивающей внутренний мир человека в его действиях. Признаком этой болезни является, прежде всего, слабость в сопротивлении греху, а также неспособность совершать добро. В качестве примера можно взять заповедь Бога любить своего ближнего так же как и самого себя (Мк. 12:31). Кто из нас может порадоваться успехам в исполнении данного Божьего повеления? Одному человеку мы помогаем, а другому не уделяем должного внимания; одного прощаем, но в тот же момент способны озлобиться на второго; одних жалеем, а чью-то беду вовсе не способны заметить. Иногда наша добродетель лишена внутреннего содержания и совершается нами машинально, часто даже с преследованием своих личных интересов. Но призыв Господа неизменно гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Однако нам не хватает на это внутренних сил, потому что вместо Божественной благодати наши души исполнены грехами — гордостью, самолюбием, тщеславием и прочими беззакониями. Мы духовно немощны к исполнению Божьего закона, поэтому великий духовный подвижник XIX в. святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию».
Обнаруженная внутренняя болезнь души требует от человека немедленного лечения, а для этого нужен опытный врач. Церковь знает только одного Целителя, способного избавить душу человека от душевного недуга — это Бог. В Евангелии есть такие слова Господа, которыми Он призывает страждущее человечество к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Какое счастье испытывает тот, кто длительное время испытывал боль и уже находился на грани жизни и смерти, но теперь нашел врача, предложившего самое нужное лечение! Осознание своей греховности приводит человека к покаянию, к внутренней потребности изменить свою жизнь, что является первым условием принятия Христа . Святитель Игнатий Брянчанинов пишет так: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния».
Духовная нищета — это начало подлинной духовной жизни христианина, своего рода фундамент, на котором закладывается основа жизни возрожденного Богом человека. Смирение — особое состояние, при котором человек, осознавая свою внутреннюю слабость, всецело возлагает свое упование на милостивую помощь Бога. Без Божественной помощи и благодати невозможно исполнить заповеди Божии. Сам Господь Иисус Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Но соединенное с надеждой на Господа смиренномудрие возвышает дух человека, делает его причастником Божией благодати и участником Небесной жизни.
Составил: Ефремов Евгений