Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Следующее духовное качество, которое Господь Иисус Христос возвышает в Своем учении о блаженстве, — это кротость. Кротким можно назвать такого человека, сердце которого пребывает в состоянии умиротворения. Святитель Игнатий (Брянчанинов), рассуждая о евангельских заповедях блаженства, пишет, что душа кроткого человека лишена гнева, ненависти, памятозлобия и осуждения. Следовательно, такой человек избавляется от губительных для души пороков, основой которых является гордость. Гордость, как противоположное кротости качество, особенно отдаляет человека от вечного блаженства. Любой грех, а особенно гордость, вносит разлад в стройность души. Не случайно святой апостол Павел называет грех бременем, от мертвенной тяжести которого он считает необходимым отказаться: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12:1). Словно отравляющий яд, гордость парализует естественные силы души, заложенные Создателем в каждом из нас для того, чтобы мы жили в духовном союзе с Богом. Преподобный Авва Дорофей, говоря о блаженной жизни первого человека до грехопадения, восклицает: «Не был ли человек, по сотворении своём, во всяком наслаждении, во всякой радости, во всяком покое, во всякой славе? Не был ли он в раю?» . Желающий блаженной жизни с Богом человек должен стремиться к искоренению проявлений в своем внутреннем мире этой пагубной страсти.
Для успешного преодоления гордости и других греховных наклонностей христианину необходимо пройти две ступени духовного совершенствования, о которых сказано раньше: прежде всего, верующий во Христа человек должен стяжать духовную нищету, приобрести состояние смирения,
Приобретя смирение и плач о грехах, человек должен прийти в состояние кротости, беззлобия, скромности, простоты. Наивысшим примером, образом такой кротости является Сам Христос, Который говорит: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Такие понятия, как смирение и кротость, порой несправедливо ассоциируются с человеческой слабостью и безволием.
Если Ветхозаветное постановление требовало от людей соразмерного ответа на несправедливость, око за око, зуб за зуб (см. Исх. 21:23–27), то Христос призывает человечество к непротивлению злу. Однако слова Христа не означают, что христианину необходимо соглашаться и примиряться с существованием в мире зла. Они говорят, что злу, которое направлено против нас, мы должны противостоять не ответным злом, но терпением и кротостью, что требует от человека огромной силы духа. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что как огонь гасят не огнем, но водой, так и зло невозможно остановить ответным злом. «Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних» , — говорит святитель Иоанн. Справедливое, казалось бы, мщение обижаемого, напротив, вызывает ожесточение у обидчика, что приводит к противоположным последствия. Таким образом, кротость и смирение являются качествами мужественного, сильного духом, волевого человека, который своим терпением ограничивает существование в мире зла. Это подтверждается следующими словами преподобного Иоанна Лествичника: «Кротость есть признак великой силы; для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу».
Христос призывает человека быть кротким и смиренномудрым. Христианин, обладающий этими качествами, открывает свой внутренний мир для действия в нем Самого Бога, Который, в свое время, призовет Свое создание к наследию земли (Мф. 5:5). Не этой земли, на которой живем все мы, а той Небесной земли, которая уготована кротким, смиренным и сожалеющим о своих грехах людям, приблизившимся своей жизнью к Богу и его Небесному Царству. Кротость — важнейшее свойство души человека, необходимое каждому из нас для возвращения в небесный чертог Небесного Отца.