Икона Святой земли

Особенность нижнего храма в том, что все его пространство отдано под реализацию уникального архитектурного проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Согласно замыслу, получившему одобрение и всемерную поддержку Святейшего Патриарха Кирилла, здесь в одном месте собраны точные копии пяти величайших христианских святынь — Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы, Вифлеемской Звезды, также Водоноса из Каны Галилейской, Колонны Святого Огня, что обладает огромным духовным и культурно-­просветительским потенциалом и позволяет каждому желающему прикоснуться к святыням Святой Земли в городе Москве — в самом сердце России!

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда

Первая святыня храма — точная копия престола Вифлеемской звезды возведенного над местом рождения Иисуса Христа. В её основании находится перламутровое изображение Иконы Рождества Господа в обрамлении серебряной звезды из 14 лучей, которые символизируют «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» На звезде вокруг перламутровой иконы написано «Яко отроча родися нам». На сегодняшний день только московский храм Покрова Пресвятой Богородицы имеет под своими сводами копию такой святыни.

Место Рождества Господа Иисуса Христа — одно из самых почитаемых христианами cвятых мест. Своим Рождеством, пришествием в мир, Господь Иисус Христос подает радость любой христианской душе! «Бог стал человеком, чтобы человек сделался богом!» Именно поэтому праздник Рождества Господа является одним из главных христианских праздников!

Создание точной копии Вифлеемской звезды осуществлено на пожертвования прихожан храма и тех людей и организаций, которые не остались равнодушными к этому уникальному проекту. Их имена вписаны в памятную грамоту и в праздник Рождества Христова 07 января 2013 года торжественным чином заложены в основание святыни, чтобы на века сохранить благодарную память «о благотворителях и благоукрасителях храма сего». Историческая справка.

Город Вифлеем (ивр. «Дом хлеба»), град Иудейский — один из самых древних городов, основанный примерно в XVII–XVI веке до Р.Х. в земле Ханаанской. Вифлеем упоминается в Священном Писании как «город Давида» или «Ефрат» (ивр. «плодоносный»). Около Вифлеема умерла Рахиль, мать Вениамина, одна из жен патриарха Иакова. Её гробница находится у въезда в Вифлеем. В этом городе родился и был помазан пророком Самуилом царь и пророк Давид. Во II веке после второй римско-иудейской войны на месте Рождества Иисуса Христа римляне поставили святилище Адонису. В 326 году на месте языческого святилища был построен первый христианский храм.

еличайшая святыня христианства Пещера Рождества расположена на площади Яслей. Место, где родился Господь, было возможно естественной природной пещерой, которую впоследствии использовали для домашних нужд. Скорее всего это был нижний этаж той гостиницы, где не хватило места Иосифу и Пречистой Деве Марии, когда они прибыли на перепись в Вифлеем, но это только предположение. По традиции, в Вифлееме было много домов, надстроенных на естественно образованных пещерках. Дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую находится на уровне улицы. Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже. Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца, чтобы можно было привязать животных на ночь.

Пещера находится под амвоном базилики Рождества Христова. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. Внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»).

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 — католикам. За этими лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу сразу за звездой, у стены.

Серебряная звезда в Покровском храме является точной копией звезды из Вифлеема и имеет надпись по церковно-славянски «Яко Отроча родися нам», взятую из книги пророка Исайи, предвозвестившего рождение Спасителя. Эти слова входят в состав Великого повечерия церковной службы на Рождество Христово.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году. Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства. Эта святыня в точности скопирована и воплощена в нашем храме.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать Литургию только православные христиане и армяне. В то время, когда нет службы, престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

В Покровском храме здесь нет решетки, на престоле над Вифлеемской звездой Литургия не совершается.

Справа от места Рождества в Вифлеемской пещере расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. В этом приделе находится место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли — это кормушка для домашних животных. Ясли Вифлеемской пещеры Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария—Маджоре. Это было сделано в середине VII века, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами возможно для того, чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

В сохранившихся письменных источниках пещера Рождества впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой царицы Елены (339 г.) и принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Современная базилика — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

Голгофа

Голгофа

Возведение копии Голгофского Креста осуществлено по уникальным чертежам, повторяя в точности оригинал, находящийся в Иерусалимском храме Гроба Господня. В основание креста положена частица Голгофского камня, привезенного из Иерусалима, в обрамлении серебряной звезды с чеканным изображением страстей Господних. Историческая справка.

Место распятия Господа Иисуса Христа — одно из самых почитаемых христианами. В каждом православном храме мы можем видеть изображения Господа на Кресте с предстоящими Пречистой Богоматерью и любимым учеником и апостолом евангелистом Иоанном Богословом.

Воссоздание точной копии Голгофы в натуральную величину осуществлено на пожертвования прихожан храма и тех людей и организаций, которые не остались равнодушными к этому уникальному проекту.

Их имена вписаны в памятную грамоту и в праздник Крестовоздвижения 27 сентября 2012 года торжественным чином заложены в основание Голгофы, чтобы на века сохранить благодарную память «о благотворителях и благоукрасителях храма сего».

Голгофа - место, где был распят Иисус Христос. В древности это была небольшая гора за стенами Иерусалима, где на крестах распинали приговоренных к смертной казни. Именно здесь Господь закончил Свою земную жизнь и перешел в Жизнь Вечную, открывая людям путь ко спасению. Ныне Голгофа является одной из самых значимых святынь храма Воскресения Христова в городе Иерусалим.

На Голгофу поднимаются двумя крутыми лестницами в 18 ступеней каждая, так как Голгофа расположена выше уровня храма. Эта возвышенность (Голгофа) представляет площадку около 30 метров длиной и шириной и разделяется двумя столбами на две части, образующие два придела (капеллы): придел Распятия (водружения Креста Господня), принадлежащий грекам, и капеллу Пригвождения ко кресту, принадлежащую латинянам. Капелла Пригвождения Господа ко кресту (или семи скорбных слов Спасителя), находится на южной стороне. Она не велика, внутренность ее можно видеть только через решетку: она богато убрана; картина алтаря изображает тело Христа, склонившегося на руки Богоматери.

ГолгофаПридел Распятия (на севере) богато украшен драгоценными картинами и мозаикой. В глубине этой капеллы на выдающейся части древней скалы три углубления, по преданию, обозначают места нахождения крестов Спасителя и двух разбойников. Углубления эти расположены в форме треугольника, по двум нижним углам которого находятся места крестов разбойников, а на верхнем — место Креста Спасителя, находящегося несколько ниже (по поверхности) по отношению к двум первым. Место креста разбойника, распятого по правую руку Спасителя (доброго разбойника, у арабов называющегося правым разбойником), стоит на северном угле треугольника, место креста разбойника левого — на южном, а место Креста Спасителя — на западном. Отверстие Креста Христова имеет около 35 см глубины и около 18 см в диаметре; оно оправлено серебром. Отверстия же крестов разбойников заложены, и их места обозначены только черными кружками на мраморе.

В восточной части придела над углублением, обозначающим место Креста Господня, на четырех ножках стоит мраморный открытый престол с высеченной по периметру греческой надписью. В Покровском храме престол в точности повторяет престол на Голгофе в Иерусалиме с одним отличием – текст приводится по церковно-славянски: «Боготочною кровию истощенною Владыко Христе, от Твоих пречистых ребр и животворящих, жертва убо преста идольская, вся же земля Тебе хваления жертву приносит». За престолом поставлен св. Крест с изображением Распятого, а по бокам — изображения Богоматери и Иоанна Богослова. Место это всегда освещено лампадами и свечами.

Справа и слева от престола в Иерусалиме в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу во время землетрясения в момент смерти Спасителя: «И земля потряслась, и камни расселись» (Мф. 27:51). Под приделом Распятия находится часовня Адама, где был, по преданию, погребен первый человек и воскрешен кровью Христа, струившейся на его череп через расселину скалы.

Камень помазания

Камень помазания

Элементы точной копии Камня помазания были привезены из Иерусалима. Камень помазания обильно поливают благоухающим маслом, также привезенным из Иерусалима. По периметру Камня помазания высечены слова тропаря на церковно-славянском языке: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханиями во гробе нове покрыв положи...» в точном соответствии с оригиналом, находящимся в Храме Гроба Господня. Историческая справка.

Освящение копии Камня помазания состоялось 12 апреля 2012 года. В основание Камня помазания была заложена памятная капсула, содержащая около 8 000 имен жертвователей, принявших участие в этом уникальном проекте.

Капсула также содержит особо составленную молитву - прошение к Богу: «Ты, Господи, милующий и спасающий род человеческий, в деснице Своей хранящий верныя, милостивно приял служение рук учеников Твоих, приими и усердное служение нас, рабов Твоих, с любовию и благоговением соорудивших сей «Камень помазания» Твоего, во всегдашнее памятование спасительных страданий Твоих и преданнейшей и вернейшей любви учеников Твоих, праведных Иосифа и Никодима. Помяни всех, от усердия и любви принесших лепты и труды свои во славу имени Твоего, помажи главы их милостию и благодатию Твоею!».

Гроб Господень

Гроб Господень

Возведение копии Гроба Господня производилось по чертежам оригинала из материалов привезенных из Иерусалима, чтобы каждый желающий имел перед собой образ и представление о Святой Земле, умом и сердцем прикоснувшись к ней в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Историческая справка.

Часовня Гроба Господня состоит из Придела Ангела и Ложа Гроба Господня. В приделе Ангела установлен постамент в виде чаши, содержащий копию священного камня, по евангельскому преданию, отваленного Ангелом от гроба Господня. Ложе выполнено из камня в точности повторяющего оригинал.

Освящение копии Гроба Господня состоялось 15 апреля 2012 года. В стену Кувуклии была заложена капсула, содержащая около 25 000 имен жертвователей, усилиями которых удалось полностью осуществить этот уникальный проект.

Капсула также содержит особо составленную молитву-прошение к Богу: «...Напиши и имена всех любящих благолепие дома Твоего в книге Жизни, прослави их во Царствии Твоем в славе вечной!»
Теперь имена благотворителей находятся в стенах Божьего храма для вечного поминовения!

Гробница Богородицы

Гробница Богородицы

Точная копия Гробницы Пресвятой Богородицы выполнена из белого известкового камня, повторяя оригинал часовни в Гефсимании. На сегодняшний день только Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы имеет под своими сводами копию этой святыни. Историческая справка.

Место Успения Пресвятой Богородицы — одно из самых почитаемых христианами. Cвоим Успением, или упокоением, Пресвятая Богородица подает радость любой христианской душе и призывает ее не скорбеть, не плакать при гробе Ее, а напротив петь радостные, торжественные песни Ее исходу.

Гробница БогородицыИменно поэтому праздник Успения является одним из главных праздников в жизни Церкви и неслучайно именно этот праздник завершает церковный год.

Воспроизведение Гробницы Пресвятой Богородицы осуществлено на пожертвования прихожан храма и тех людей и организаций, которые не остались равнодушными к этому уникальному проекту.

Освящение Гробницы Пресвятой Богородицы состоялось на праздничном Всенощном бдении в честь праздника Успения 27 августа 2012 года. В создании этой уникальной копии святыни приняли участие около 26 000 человек, имена которых вписаны в памятную грамоту и торжественным чином вложены в стену часовни. Также был отслужен благодарственный молебен, на котором была зачитана особо составленная молитва к Божией Матери в память об этом знаменательном событии.

Водонос из Каны Галлилейской

Водонос из Каны Галлилейской

Копия каменного водоноса из Каны Галилейской. Над водоносом расположена икона «Чудо брака в Кане Галилейской» 8 марта 2013 была совершена паломническая поездка с миссией освящения иконы «Чудо брака в Кане Галилейской», которая была написана в Москве. Икону привезли на Святую землю в Кану Галилейскую в специальном ларце с целью освятить ее во время водосвятного молебна, приложив к одному из двух сохранившихся священных водоносов. Историческая справка.

Каменный водонос — большой каменный чан примерно на две-три меры воды. Греческая мера жидкости, метрет, и иудейская — бат (bath) — составляли около 40 литров. Таким образом, в каждом водоносе две или три меры, т. е. — от 80 до 120 литров.

Чудо произошедшее в Кане Галилейской описано в Евангелии от Иоанна: На третий день был брак в Кане Галилейской и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей, что Мне и Тебе, Жено? — ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры…»

Свадебные пиры длились, по тогдашнему иудейскому обычаю, не менее трех, а иногда и семи дней. Судя по огромному количеству воды в шести чанах, брачный пир происходил в большом доме, где собралось большое число гостей и запас вина должен был быть обильный.

>По обычаю очищения при входе в дом, перед трапезой был обычай омовения рук и ног. Каменные водоносы находились в каждом иудейском доме. Один или несколько обязательно стояли во дворе дома. Водоносы наполнялись либо дождевой водой, либо воду туда носили из источников или колодцев ручными водоносами — небольшими глиняными кувшинами по 5–10 литров воды. Два каменных водоноса, , из тех, которые упоминаются в Евангелии находятся в православной греческой церкви в честь святого Георгия Победоносца, В одном из них освящают воду, а в другом крестят детей.

Копия одного из этих водоносов находится в нашем храме. Сложилась некоторая традиция после венчания опускать в водонос вино после чего читают молитву на его благословение.

Колонна Благодатного Огня

Колонна Благодатного Огня

Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от Кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати.

Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — пишет инок Парфений.

Темница Господня

Темница Господня

Точная копия святыни Темница Господня. Точкой отсчета и началом пути является претория — Место заточения Христа.

Претория расположена на улице Via Delorosa в начале Крестного пути. Это сооружение с подземными гротами, обустроенными в качестве камер с плоскими возвышенностями, соотносится с территорией крепости Антония. В этой темнице в течение нескольких часов содержали под стражей Иисуса Христа перед тем как отвести на суд к Пилату. По преданию вначале Господа поместили туда, где ожидали суда разбойники, в том числе и Варавва, а затем перевели в отдельную камеру с каменной скамьей с двумя отверстиями для ног. Снизу ноги сковывались цепью. Руки также растягивались и сковывались кандалами.

 

Покровский храм
Деятельность
Мастерские
Инфоториум
Новости
Контакты