Вселенское православие

«Рай», который ад  Архимандрит Андрей (Конанос) 16.11.2016

«Рай», который ад Архимандрит Андрей (Конанос)

Всё, что мы имеем вокруг, — это дары, которые Бог дал нам, чтобы мы смотрели на них и наш ум направлялся к Нему. Чтобы мы смотрели на Его дары, думали о Нем, смотрели на Его блага и думали о Нем, потому что это Он дал их нам. Он Податель даров, от Него исходит всё хорошее на земле и на небе: твоя супруга, твои дети, дом, здоровье, всё, что у тебя есть, — это от Бога. Ты понимаешь это? Нет, ты об этом забываешь.

Когда Адам впервые увидел Еву, то очень обрадовался и Еве, и Богу. Он еще больше полюбил Бога, потому что сказал:

— Господи, как же Ты добр! Ты дал мне Еву!

Он смотрел на Еву, любил ее, общался с ней, но помнил тот момент, когда Господь представил ее ему. И пока Ева была рядом с ним, Бог тоже был рядом. Он не утрачивал Бога, не чувствовал себя автономным, не чувствовал себя оторванным от Бога. Ева сделала его ближе к Богу, а его связь с Евой и любовь, бывшая у них между собой, была любовью, подогревавшей их любовь к Богу, которая, в свою очередь, подогревала их взаимную любовь.

А мы утратили эту красивую связь, эту красивую преемственность любви и не живем ею. Мы живем Божиими дарами без Бога, не благодарим Его, не прославляем, не помним о Нем, забываем Его, а Он дал нам всё и продолжает давать!

Один парень сказал мне, что любит одну девушку и послал ей цветы, а она вернула ему их обратно.

— Или в другой раз, — говорит, — я послал ей цветы, а она мне ничего не сказала. Я ждал, что она напишет мне хотя бы: «Благодарю!», хотел показать ей, что не хочу, чтобы мы расставались, и люблю ее. Но она мне не ответила.

Я сказал ему:

— А может, цветы не дошли до нее?

— Нет, я звонил в цветочный магазин, и они сказали, что отправили их, заказ был принят. Она их получила. Но не ответила мне. Она не вспомнила обо мне. Она меня презрела.

Человек уязвлен. То же самое и Бог. Он влюблен в нашу душу, — так говорят святые, что Бог любит нас чрезвычайно сильно, — и если что дает нам, то дает, чтобы мы исполнились любовью к Нему. Только мы Его не любим, мы дары Его берем и забываем о Нем.

Супруги забывают, что другой — это дар для него, забывают Бога, и в нашей жизни появляется страшное слово «рутина»: «досада», «бремя», «снять с себя груз усталости». У нас есть всё, а мы себя губим, у нас есть рай на земле, а наша жизнь превращается в ад среди этого рая, в котором мы живем. Технологический и электронный рай, рай автомобилей, домов, телевидения, и ты говоришь: «Наша жизнь — это рай, в ней есть всё!» Звонишь по телефону и тут же говоришь с кем хочешь на любом конце мира, у тебя есть интернет, и ты общаешься с кем угодно.

Жизнь могла бы быть раем, но поскольку отсутствует Тот, Кто создал рай, ведь мы выгнали Бога из рая, то как может существовать рай без Бога? Разве возможно, чтобы был рай без Него, чтобы по нему не ходил Тот, Кто является Творцом всего? Адам и Ева слышали шаги Бога, видели Его, радовались Ему, наслаждались Им, жили вместе с Ним, были соединены с Ним, это было прекрасно и превращало их жизнь в рай.

А когда мы вывели Бога из своей жизни, всё это стало адом. Ты видишь вещи и хочешь их употребить, становишься существом потребляющим, то есть: «Дай мне и это, дай и то, дай третье, дай четвертое, чтобы я всё вот тут нагромоздил, чтобы я ел, чтобы я положил деньги в банк, чтобы я покупал машины, дома». Алчность. Душа не насыщается. Душа не насыщается этими вещами, а этот окаянный человек, то есть мы, которые хуже него, говорим своей душе: «Ешь, душа моя!» (см. Лк. 12, 19.).

Но что же есть моей душе? Душа такого не ест. Она не может насытиться ни стадионами, ни танцами, ни модой, ни косметикой, ни связями, ни развлечениями, ни путешествиями. Она не насыщается этим. Так она просто забывает о себе, у тебя просто появляется ложное ощущение, будто она жива. У тебя просто было какое-то сильное переживание. Хорошо, но что это значит? Качественно оно не является сильным. Оно что-то такое, что производит на тебя впечатление, однако как содержание оно — ничто, а как качество оно — ложь, обман, издевательство. В итоге наступает ужасное разочарование, страшная тоска.

У тебя есть всё, а тебе чего-то не хватает, потому что тебе не хватает Того, Кто украсил бы это всё.

Смотри, не делай сейчас ложного вывода, будто я отвергаю жизнь. Ведь и один помидор может сделать тебя счастливым, если ты умеешь есть его в Боге, с Божией благодатью, с Богом, — это уже повод для счастья. Один помидор может стать причиной того, что у тебя из глаз потекут слезы радости. Всего один помидор. А у тебя есть всё!

Самые лучшие угощения, это разнообразие пицц, все вкуснейшие блюда на свете — и чтобы всё это превращалось в ад? Чтобы ты это ел, и оно превращалось в тебе в токсины? Чтобы в тебе превращалось в отраву то, что ты ешь? Потому что ты это ешь, а оно тебя тоже ест. Оттого что ты ешь без любви, без молитвы, ропща, негодуя, с конфликтами и руганью. Ты его ешь, а оно тебя не укрепляет, ты вроде отдыхаешь, а на самом деле устаешь от такого отдыха.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Богословский факультет Великотырновского университета

Православие.ru


Возврат к списку

 

Покровский храм
Деятельность
Мастерские
Инфоториум
Новости
Контакты