15.09.2013

Крестный путь Спасителя. Господь у Понтия Пилата.

«От Каиафы повели Иисуса в Преторию. Было утро; и они не вошли в Преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в Преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в Преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.18,28–40; 19,1–15; также Мф.26,27; Мк.15, Лк.23).

Суд, который произвели над ним первосвященники и синедрион, по всем канонам древнееврейского закона был незаконен. Предать смерти они не могли, так как смертный приговор мог огласить только великий синедрион, кроме того смертный приговор должен был быть утвержден римской властью, и поэтому Иисуса Христа повели на суд в Преторию, Иерусалимскую резиденцию прокуратора Понтия Пилата, находящуюся возле крепости Антонии, которая была построена в Иерусалиме Иродом и названа им в честь римского полководца Марка Антония. Строения крепости непосредственно примыкали к территории Иерусалимского иудейского храма и начинались за купальней Вифезда. «Замок Антония с двумя галереями на внешней храмовой площади, западной и северной, образовывал угол. Построен он был на отвесной со всех сторон скале, вышиною в пятьдесят локтей. Это было творение царя Ирода, которым он доказал свою любовь к великолепию. Прежде всего скала от самой своей подошвы была устлана гладкими каменными плитами, отчасти для украшения (на фото: крепость Антония, макет). Отчасти же для того, чтобы пытавшийся вскарабкаться наверх и слезать вниз, соскальзывал с нее. Затем перед самым зданием поднималась на три локтя стена, внутри которой сам замок возвышался на сорок локтей. Дворец на четырех углах был обставлен четырьмя башнями, из которых две были пятьдесят локтей вышины, а две другие — семидесяти, так что с них можно было обозревать всю храмовую площадь. Там, где замок соприкасался с храмовыми галереями, от него к последним, вели лестницы, по которым солдаты квартировавшего всегда в замке римского легиона спускались вниз, чтобы разместившись по галереям, надзирать за народом в праздничные дни с целью предупреждать мятежные волнения» (И. Флавий, Иудейская война, кн.5, гл. 5, 8). Пилат вышел к воротам крепости, потому что первосвященникам и старейшинам входить в это утро в дом язычника обычай не позволял. На другой день был праздник Пасхи, совпадавший в этот год с субботой. Войдя в дом язычника Пилата, где были квасные хлебы, иудеи бы осквернились, что было препятствием вкушать вечером пасхального агнца. Допросив Иисуса, Пилат вышел к народу и сказал, что не имеет, за что осудить Его. Узнав из какой Он области, Понтий Пилат отправляет Его к Ироду Антипе, который по случаю праздника был в Иерусалиме и остановился во дворце Хасмонеев, находившемся недалеко от крепости Антонии (на фото: дворец Ирода, макет).  Происходившеее во дворце Ирода мало напоминало суд. Насмеявшись над Господом, он, одев Его в белые одежды, отправил назад. Прежде чем окончательно уступить иудеям, игемон приказал подвергнуть узника бичеванию. Биение осужденного совершалось обычно перед самой казнью. Но прокуратор, как свидетельствует св. апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам еще до приговора. Бичевание, которому Христос подвергся у Пилата, можно объяснить желанием его унять страсти иудеев и угодить им. Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нем никакой вины. «И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19, 5). В этих словах игемона видится желание вызвать у иудеев сострадание, но это не уняло иудеев. Он предлагает отпустить Иисуса Христа, но иудеи требуют отпустить им Варавву. И тогда, взойдя на Лифостратон, Понтий Пилат, умыв руки, предает Господа на Крестную смерть.
На месте тюрьмы римского Претория построена греческая православная церковь, в крипте которой находится темница Христа — пещерка с каменной скамьей, и темница Вараввы — пещера с каменными скамьями и вделанными в стену железными кольцами, к которым приковывали заключенных.

На месте крепости находятся медресе (мусульманское учебное заведение) эль-Омарийя с большим двором, от которого начинается Страстной Путь (Via Dolorosa) так называемый Лифостротон (Гаввафа), находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Во дворе его находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен. капелла Возложения Тернового Венца, ныне не действующая, а также арка и базилика Ecce Homo.
Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, — огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона — каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом. Лифостротон в переводе с греческого означает «каменный помост». Еврейское название этого места — Гаввафа («мостовая»). Спустившись на место раскопок, можно увидеть эти древние камни, на которых видна разметка игр римских воинов, стоки дождевой воды, насечки для лошадей. Сохранилась часть развалин от дворца прокуратора и ступенька от крыльца. Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой игре, бывшей в обычае у римских воинов, так называемой, игре «в царя». При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бета» — начальную от слова «Василевс» — царь. Солдаты в шутку выбирали одного из заключенных в «цари», одевали его в багряницу — одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому «царю» оказывались всяческие насмешливые почести, а затем его убивали.
Исследования показали, что на, а полотне Плащаницы остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Римляне производили бичевание веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костяные палочки. Каждый бич имел от одного до трех-пяти концов, к которым были привязаны грузила — свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Это наказание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Страшными разрывами, следами бичевания было покрыто все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина — один высокого роста, другой более низкого. Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью. На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами, 21 — с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Господа — около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах — следы ран от гвоздей. На теле — овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения.
Лестница, по которой свели измученного Спасителя и ступеней которой касались ноги Божественного Страдальца, была перенесена в Рим. Она и по сей день находится в Риме рядом с Латеранским собором и пользуется благоговейным почитанием. По этой лестнице паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Господа.

Несколько переходов-арок было переброшено от крепости Антония к Иерусалимскому храму. Именно сюда Понтий Пилат вывел господа и сказал «Се Человек». Арка «Се Человек»

 Греческая православная церковь. Над входом надпись «Заточение Христа»

Львиные ворота ведущие к Претории

Темница Вараввы и разбойников


Темница Христа

Каменные колодки для ног в темнице


Икона Спасителя, закованного в колодки

Подземелья в Претории

Место где стояла крепость Антонии, теперь здесь женская мусульманская школа

Часовня Осуждения

Лифостратон

Святая Лестница по которой Господь поднимался на суд к Понтию Пилату. Имеет 28 ступенек. Находится в Риме в Храме святой Лестницы.

Мозаика рядом с древним римским тротуаром в монастыре Сестёр Сиона

Лифостротон — каменный помост на котором состоялся суд над Христом. Плиты Лифостратона находятся под Монастырем Сестер Сиона

Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе. Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь же он принял крест.


Возврат к списку

 

Покровский храм
Деятельность
Мастерские
Инфоториум
Новости
Контакты